К оглавлению "Устройство еврейского календаря" на главную
5. Даты Еврейского года
В Еврейском календаре бывают даты следующих уровней значимости:
1. Суббота (она не зависит от установлений календаря) и Йом Кипур. Полностью запрещено работать. В приводимом календаре мы выделим некото рые особые Субботы.
2. Праздника Торы, т.е. праздники в смысле "Иом-тов". В них запрещена всякая работа, кроме приготовления пищи: Рош ха-Шана, Песах, Шавуот, Суккот и Шмини-Ацерет.
3. Полупразники по Торе (Холь хаМоэд): "промежуточные дни" праздников Песах и Суккот. В эти дни можно делать только такую работу, которую затруднительно перенести.
4. Близок к этому статус Рош-Ходеша - этот день выделен по Торе, и лучше работать в него поменьше.
5. Установленные Пророками и Мудрецами "праздники для всего Израиля", соблюдение которых - заповедь: Пурим и Ханука. Работа в эти дни не запрещена, но заниматься делами не рекомендуется.
6. Установленные Пророками и Мудрецами "посты для всего Израиля" 17 Тамуза, 9 Ава, Пост Гедалии, 10 Тевета, Таанит Эстер.
7. Общераспространенные праздники, установленные Мудрецами, но не имеющие статус заповеди. Работы в такие дни не запрещена.
8. Всеобщие памятные даты, не имеющие особых обычаев праздника.
9. Распространенные посты, не считающиеся обязательными.
10. Памятные дни того или иного направления в Иудаизме. Конкретно мы укажем памятные дни направления ХаБаД (Любавические хасиды), а также праздники и посты по обычиям, установленным Главным Раввинатом Израиля.(Эти праздники и посты соблюдают также многие, не относящиеся непосредственно к направлению Главного Раввината.)
Мы приводим список выделеных дат Еврейского календаря, указывая кратко их источник, уровень значимости, а также места из Торы и темы, на которых может быть построено обсуждение той или иной даты.
Дни, даты которых колеблются от года к году, мы обозначаем прочерком "-" на месте даты.
НИСАН. 30 дней. Овен.
1.Рош Ходеш. Всегда один день.
- "Шабат ха-Гадоль"="Великая Суббота". Суббота перед Песахом. В эту Субботу начинают некоторые элементы празднования.
14. Пост первенцев - в память избавления Еврейских первенцев во время поражения Египетских. Для тех первенцев, которые не хотят поститься, установлено снимать с себя этот пост через "сеудат мицва" "трапеза заповеданная", которая установлена при праздновании выполнения некоторых заповедей.
15. Песах: праздник Исхода из Египта. Йом-Тов. Вечером накануне (т.е. на исходе 14 числа) устраивают Седер. Первый из "Шалош Регалим" - "3-х праздников, когда надо было ходить в Иерусалим".
16. Второй день Песаха. В Земле Израиля Холь-ха-Моэд, в Диаспоре - Йом-Тов, т.е. накануне устраивают Второй Седер.
17-20. "Холь ха-Моэд" досл. "будни выделенных дней" - промежуточные дни Песаха. В Субботу Холь ха-Моэд читают Песнь Песней.
21. Седьмой день Песаха. Йом-Тов. Переход через Море при Исходе из Египта (Исход гл. 14-15).
22. Восьмой день Песаха: в Земле Израиля - "исру хаг", день после окончания праздника, т.е. еще не совсем будни; в Диаспоре - "ахарон шель Песах" = "последний день Песаха - полный праздник (Йом-Тов), удвоение Седьмого дня Песаха.
16. Нисана - 5 Сивана - 50 дней счета Омера от Песаха до Шавуота. Полутраурные дни: 24 тыс. учеников р. Акивы умерли в этот период от эпидемии, т. к. "была у каждого из них мудрость, но не было у них уважение к мудрости и пути другого".
27. "Йом ха-Шоа" - "день катастрофы" Европейского еврейства во время Второй Мировой войны. Установлен Главным Раввинатом. Дата взята в связи с восстанием Варшавского гетто, многие постятся в этот день, хотя вообще в Нисане не принято поститься.
ИЯР. 29 дней. Телец.
30.-1. Рош Ходеш. Всегда 2 дня.
-. "БаХаБ" - "Шени, Хамеши, Шени" = "Понедельник, четверг, понедельник".
Три дня поста (не строго обязательные).
4. День памяти погибших воинов Армии Обороны Израиля (пост, установленный Главным Раввинатом).
5. "Йом-ха-ацмаут"="День независимости Израиля" (установлен Главным Раввинатом).
14. "Песах Шени" - "Второй Песах". Во время Храма день принесения пасхальной жертвы для тех, кто не смог принести ее во время (сейчас нет обычаев празднования).
18. "Лаг-ба-Омер"="33 день счета Омера" - прекращение смерти учеников Рабби Акивы. Вспоминают о войнах евреев против Рима (собственно о восстании Бар Кохбы, связанном с именем р. Акивы (5396 г.) и о р. Шимоне бар Йохае, составителе книги "Зохар". Этот день иногда называют "праздник ешиботников".
28. (Йом Йерушалаим" "День Иерусалима" (установлен Главным Раввинатом).
СИВАН. 30 дней. Близнецы.
1. Рош-Ходеш. Всегда один день.
3-5. "Шлоша йамей Хагбала"="три отгорожения" в память о трех днях передДарованием Торы. (см.Исход 19:10-15). Дниподготовки к Шавуоту. Завершается счет Омера.
6. Шавуот (Йом-Тов). Праздник жатвы и Дарования Торы (Исход гл. 19-20). Второй из "Шалош регалим". Независимо от длительности Сиана и Ияра всегда приходится на 50 день счета Омера. Читают также книгу Рут.
7.Второй день Шавуота. В Земле Израиля - "исру хаг"; в Диаспоре - полноценный праздник (Йом-Тов).
ТАМУЗ. 29 дней. Рак.
30-1. Рош Ходеш. Всегда два дня.
12-13. Освобождение РаЙЦа - предыдущего (шестого) Любавического Ребе (отмечается в ХаБаДе). Он же родился 12 Тамуза 5640 г. - "новый год хавидизма ХаБаД".
17. Пост "17 Тамуза". При Исходе из Египта в этот день был сделан телец (Исход гл.32). Этот пост приходится на сороковой день после Шавуота - время, пока Моше был на горе Синай. От 17 Тамуза до 9 Ава три недели "бейн ха- Мецарим" "между теснин" - траурные дни.
АВ. (называется также "менахем Ав"="утешитель Ав"). 30 дней. Лев.
1. Рош Ходеш. Всегда один день.
9. Пост "9 Ава". В этот день евреи после Исхода испугались идти в Землю Израиля ("Парашат мераглим"="история со шпионами", Числа гл. 13-14). В этот день были также разрушены Первый и Второй Храмы, пал Бейтар последняя крепость Бар Кохбы, произошло изгнание из Испании и другие несчастья. Читают книгу "Эйха" = "Плач Иеремии". Пост 9 Ава-суточный (т.е. начинается накануне вечером) в отличие от других установленных Мудрецами и пророками постов, которые все начинаются с рассвета.
15. "Ту-бе-Ав". Было праздником во аремена Храма, сейччас не празднуется.
ЭЛУЛ. 29 дней. Дева.
30-1. Рош-Ходеш. Всегда два дня. Начало года для отсчета десятины от скота. Месяц подготовки к Суду в Рош ха-Шана. В конце месяца по утрам "слихот" = "просьбы о прощении" - специальные молитвы перед Рош ха-Шана.
ТИШРИ. 30 дней. Весы. (Этот месяц Седьмой (Субботний) по счету месяцев, отмечен наибольшим количеством выделенных Торой дней.)
1-2. Рош ха-Шана - Новый год (Йом-Тов).День сотворения человека и Суда над ним (Бытие 1:26 и гл. 2 и 3), Б-жественного Суда над каждым человеком, каждым народом и человечеством вообще. Читают "жертвоприношение Ицхака" - "Акеда" (бытие гл. 22) (оно происходило в Рош ха-Шана) - открытое проячвление Б-гобоязненности Авраама.
3. "Цом Гедалия" = "пост Гедалии" - в память об убийстве Гедалии - еврейского наместника Земли Израиля во времена Вавилонского плена.
1-10. "Асетер йамея Тшева" = "Десять дней раскаяния".
- "Шабат Тшува" - "Суббота возвращения" - между Рош ха-Шана и Йом Киппуром.
10. Йом Киппур. Запрещена всякая работа; этот день также полный пост. Читают книгу Йона.
Рош ха-Шана и Йом Киппур называются также "йамим нораим" = "дни трепета".
15. Суккот - праздник "Кущей" (Йом-Тов). Последний из "шалош регалий.
16. Второй день Суккот - В Земле Израиля Холь ха-Моэд, в Диаспоре Йом-Тов.
17-21. Холь ха Моэд Суккот. Все семь дней праздника "живут в шалашах" и читают "благословение лулав".
22. "Шмини Ацерет" "Восьмой день праздника" (Йом-Тов) завершение "шалош регалим". В Земле Израиля этот день уже не имеет законов Суккота, и в этот же день празднуется Симхат Тора. В Диачпоре на этот день распространяются кроме законов Йом-Това, законы холь ха-моед Суккот ("сидят в шалашах").
23. В Земле Израиля - "Исру хаг". В Диспоре - Второй день Шмини Ацерет (Йом-Тов), называется также Симхат Тора.
ХЕШВАН (называется также "мархешван") 29 или 30 дней. Скорпион.
30-1. Рош-Ходеш. Всегда два дня.
- ."БаХаБ"="Шени, Хамиши, Шени". Этот пост аналогичен соответствующему в Ияре.
1Х.Кислев. 29 или 30 дней. Стрелец (досл."Лук").
(30)-1. Рош Ходеш. Если Хешван полный, то 2 дня, если неполный - то 1 день.
10. Освобождение из тюрьмы "Адмора ха-Эмцаи", второго Любавичевского Ребе (отмечается в ХаБаДе).
19. Освобождение "Адмора ха-Закена" - р. Шнеур Залмана из Ляды, основателя Любавического хасидизма (отмечается в ХаБаДе).
25. Ханука: восьмидневный праздник (до 2 Тевета, если Кислев содержит 30 дней, или до 3 Тевета, если 29). В память о чуде, происшедшем при победе Маккавеев над греками и восстановлении Б-гослужения в Храме.
ТЕВЕТ. 29 дней. Козерог (досл."Козел").
(30)-1. Рош-Ходеш. Если Кислев полный, то два дня, если неполный,то один.
10. Пост. "10 Тевета". В этот день была начата осада Иерусалима Новохудоносором, окончавшаяся разрушением Первого Храма. Также в эти дни был окончен перевод "семидесяти толковников" Торы на греческий язык, и это - источник траура. Можно обсудить Еврейскую традицию передачи Торы и причины, по которым Тору нельзя заменить переводом.
ШВАТ. 30 дней. Водолей (досл."ведро").
1. Рош-Ходеш. Всегда один день.
15. "Ту-бе-Шват"="15 Швата" - "Новый год деревьев Земли Израиля".
День памяти о связи Народа Израиля с Земли Израиля.
- ."Шабат Шекалим"="Суббота Шекалим". На месяцы Шват-Нисан приходятся четыре особые Субботы, связанные с Пуримом и Песахом.
АДАР. Это единственный месяц, который удваивается. Его знак - "Рыбы" - единственный из знаков Зодиака во множественном числе.
Если год невисокосный, то Адар содержит 29 дней. Если год високосный, то Первый Адар, содержит 30 дней, а Второй - 29. Таким образом, Рош-Ходеш любого Адара всегда 2 дня, а Рош Ходеш Нисана всегда 1 день (т.е. месяц перед Нисаном всегда неполный). Если год високосный, то вседаты празднуются вл второй Адар.
7."Иорцайт Моше Рабейну" - день смерти Моисея, нашего Учителя. В Этот же день он родился, т.е. прожил ровно 120 лет.
-. "Шабат Захор" - Суббота памяти об Амалеке, всегда непосредственно Суббота перед Пуримом, т.к. вся история Пурима связана с Амалеком (Исход 17:8-16).
13. "Таанит Эстер" пост в память о посте Эстер перед тем, как прийти к Ахашверошу, и о посте Евреев перед войнами с Амалеком, в частности перед войной Пурима.
14. Пурим. Читает свиток Эстер.
15. Шушан Пурим - Празднование Пурима в некоторых особых городах . На сегодня это Иерусалим и Шушан (Сузы). В этих городах Пурим празднуется только 15, а не 14 Адара.
- .Шабат Пара. Суббота чтения отрывка о специальном очищении пеплом Красной Коровы.
- Шабат Ходеш = "Суббота месяца ("Нисана").
Продолжение