Из книги "Шаббат. История, философия, литература"
"Амана" - институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов
Х.-Н.Бялик
ТВОРЕНИЕ ШАББАТ
Народу Израилеву принадлежит великолепное, единственное в своем роде творение - день священный и возвышенный, "Царица Шаббат". В воображении народа она обрела все черты живого существа, во плоти и крови, в совершенстве красоты и блеска. Шаббат привнесена Создателем в этот мир по окончанию шести дней творения - чтобы, как говорят наши мудрецы ,"хупа (брачный балдахин), расцвеченная и разукрашенная, не осталась без невесты". Шаббат была прекраснейшим из украшений в сокровищницах Святого (да будет благословенно имя Его), пока Он не нашел ей достойного супруга в лице Израиля.
По другому народному преданию, она сидит, как принцесса, как "невеста, обрамленная подружками", в последнем из семи райских чертогов, а шесть ее служанок, шесть будних дней, служат ей. Когда она входит в город, все двери отворяются ей навстречу, и в каждой двери приветствуют ее радостно: "Войди, невеста, войди невеста, царица Шаббат", праведники же выходят в поля, чтобы приветствовать ее.
Однажды явилась она во сне знаменитому Аврааму Эвен-Эзре, удрученная и печальная, и через его посредство переслала письмо супругу своему, Израилю - это известное "Послание Шаббат". Многие поэты еврейского происхождения - от рабби Иеуды Алеви до Гейне - посвящали ей свои произведения. Разве не служит она примером легендарно совершенного творения? Не она ли - источник жизни и святости целого народа, живой родник священного духа для поэтов и сочинителей религиозных песнопений? А галахическая литература? Сто пятьдесят семь листов содержит трактат Талмуда "Шаббат", и еще сто пять - трактат "Эйрувим". Большая часть их посвящена теоретическим изысканиям и практическим уточнениям постановлений о тридцати девяти видах деятельности, запрещенных в субботу, об их производных и т. д. Целое море умственного труда!
Когда я открываю эти страницы и вижу там работы талмудистов многих поколений, я говорю себе: "Воистину художников жизни я вижу пред собою! Художников жизни в процессе их творчества. Это колоссальная умственная работа: труд муравьиный (по тонкости отделки) и одновременно гигантский (по широте охвата), работа, выполненная с безграничной верой и любовью".
Такую работу нельзя было завершить без помощи Божественного Промысла! Каждый из них вносил в этот труд свою индивидуальность и свои душевные склонности, но все они были подчинены воле Всевышнего. Не иначе, как единая могучая идея, единый возвышенный образ Шаббат реяли над всеми ними, дух ее собрал их сюда, на эти страницы, из всех поколений, и сделал их сотоварищами ее создания и совершенствования".
(Из статьи "Галаха и аггада")
...Суббота - это всего лишь один из семи дней недели. И вдруг, в определенный час, этот день обретает что-то новое. Люди, которые празднуют этот день, как бы меняются внутренне, да и внешне он будто светится особым светом. В Шаббат мы усматриваем одну из основ, обращающих прозу в поэзию: человек как будто высказывает некую мысль, и вдруг она сама собой обретает силу поэзии.
Если вы полагаете, что различие между прозой и поэзией - чисто механическое (поэзия - лишь более совершенное выражение прозы) или степенное (стих - следующая ступень выражения мысли), так вот, если вы это думаете, вы ошибаетесь. Поэзия живет в совсем иной сфере, и ее отличие от прозы фундаментально.
Так и праздник - не просто лучший, более совершенный день, а нечто совсем иное. Тайна эта открылась народу Израиля, это - таинство освящения вещей, освящения жизни. Чем-то подобным является и страна Израиля: ведь не напрасно этот крошечный клочок земли не только евреи, но и все цивилизованные народы именуют Святой Землей! Имя это дано нашей Земле в силу различных исторических причин, но ведь и это - одно из чудес: маленькая страна, казалось бы ничем от других не отличающаяся, вдруг стала "Святой Землей", оказалась в центре внимания всего мира.
И в этом тоже тайна святости еврейской субботы. И у других народов есть дни отдыха, но все они - лишь слабое подражание Шаббат еврейского народа, им не удалось поднять эти дни до уровня святости. Узкая полоска земли сумела сохранить свою святость, и народ наш, на протяжении всех лет изгнания, сумел соблюсти эту святыню. И теперь, когда мы на пути к воскрешению народной жизни в стране, необходимо возродить эту святыню заново.
Святость жизни была среди нас и на протяжении всех лет изгнания, хотя не всегда мы ощущали ее. Ведь поразительно, что, пребывая в грязи и скверне изгнания, наш народ породил стольких великих и святых людей. Среди нечисти смогли возникнуть святые и мученики, жизнь которых была отдана хранению чистоты Израиля. Воистину это создание - человек - гораздо более велико, чем сам он это представляет. Почти безгранично содержание, которое может вместить сосуд, именуемый человеком, и маленькие дела часто оказываются опорой великих свершений...
Мы обязаны помнить, что право и умение освещать жизнь обретено нами в тяжких мучениях, и поэтому мы ни при каких условиях не можем пренебрегать им. А между тем кажется, что мы порой забываем об этом, в наших деяниях не чувствуется прежнего высокого импульса - слишком много меркантильности, бухгалтерского расчета привносим мы в свою деятельность. Однако я верю, что ощущение величия нашей эпохи пробудится в нас, и в будущем, вспоминая пройденный путь, мы сумеем осознать и оценить всю его значительность, сможем постичь процесс слияния будничных дел в нечто значительное. Пока же, видимо, прошло слишком мало времени и слишком мало сделано, чтобы оценить по достоинству его значение.
Разве можно поверить, что из скверны удастся извлечь священный день, день субботний? Между тем влияние святости на будничную, каждодневную жизнь огромно. Его достаточно, чтобы только искры, только капельки святости, собираясь и соединяясь в течение шести будних дней, привели нас в итоге к священному дню, к Шаббат. Это подходит под определение: "Святость, обитающая среди нечисти", ибо из нечистой среды выделяются и соединяются проблески святости, и так после шести лет труда придет седьмой, освященный год, а после семи семилетий наступит юбилейный год - год святости и свободы.
(Из речи в рабочем совете Хадеры зимой 1928 г.)
...Главное - это исполнять свое дело честно, без ухищрений. Нашим отцам не приедались их субботы и праздники, несмотря на то, что они многократно повторялись в их жизни и всегда - по единому образцу. Они находили в них каждый раз новый смысл и новое вдохновение, потому что в душе их была свежесть, и праздничная благодать обитала в их сердцах. Если кто-либо не находит смысла в наших праздниках и торжествах, то это явный признак, что в душе у него пустота, а на сердце -будничность, приземленность, и нет такому спасенья...
...На самом деле нигде в диаспоре не может Шаббат быть столь желанной и красивой, как на земле Израиля, и именно поэтому даже малейшее ее осквернение здесь, на этой земле, видится нам как тягчайшее нарушение, и возмущает нас чрезвычайно. Я усматриваю в этом хороший признак. Ведь это значит, что у нас обострилось здесь "чувство Шаббат", и его задевает даже малейшее нарушение. Будем же верить и надеяться, что с оздоровлением всего нашего национального организма восстанут и его духовные чувства, и он сможет четко различать между обыденным и священным, и Шаббат вернется на свое, подобающее ей, место во всем своем блеске и великолепии.
("Книга Бялика")