Из книги "Шаббат. История, философия, литература"
"Амана" - институт публикаций по вопросам иудаизма для репатриантов
Гилель Цейтлин
ПОКОЙ ВРЕМЕН СОТВОРЕНИЯ МИРА
...И засветились в небесах солнце и луна, и покрылась земля зеленью, и зацвели деревья в саду Эденском, и все же чего-то нехватало в этом мире. Чего же был лишен мир? Не было в нем - покоя. Но вот пришла Шаббат, и с ней - покой, покой времен сотворения мира... Покой мироздания, венец творения земли и небес, и человек погружается до предела красы, и удостаивается созерцать лик Создателя.
"И сказала Шаббат Святому - благословенно имя Его: Владыка мира, у всех в этом мире есть супруг, а у меня - нет супруга? И ответил ей Всевышний: народ Израилев будет супругом твоим". Супруг, напарник - человек и мир, человек и потомство, спокойствие мысли и покой великолепия всего сущего. "Шаббат - она как бы проба мира духовного, мира, где все дышит покоем, и там постигают Бога -да будет Он благословен - без всякой разделяющей преграды, без всяких препятствий, ибо там создается полное единство, и каждый показывает перстом: вот Бог - к Нему стремились мы". И еще: "Таинство Шаббат: это Шаббат, которая соединяется с тайной Единого и подготавливается к тому, чтобы покоился в ней Царь Святой, Всевышний".
После сотворения мира Господь, да будет Он благословен, наделил все мироздание блеском удивительной и пугающей яркости, исходящей из скрытого мира - создания мысли Его, то есть духовной реальности, какой она зародилась в замыслах Его. Человеку же, избранному из Его творений. Господь придал особый блеск от сокровенного света самого промысла Божьего.
Когда же пришла Шаббат, возвратились все создания к корням своим, ибо благодаря скрытым в них стремлениям все они были полны желания вернуться к Нему, да будет Он благословен, и только к Нему обратились их лица и молитвы.
А корень проливает свет на ветви, а сами ветви жаждут и наслаждаются им, и страстно желают его, и сливаются в едином порыве - и открывается яркость Всевышнего и освещает все создания Божьи - каждое в соответствии с его значимостью: одно - маленькой искоркой, другое - большой.
И в каждом из будних дней сохраняется воодушевление Шаббат, воодушевление святости, воодушевление прекрасного.
("Литература" т.1)