С Б-жьей помощью

РАБИ ЙЕГУДА

Трудно представить себе, насколько жестоко Рим преследовал евреев. Одного из великих ученых раби Йегуду сожгли заживо за то, что он продолжал изучать Тору, как будто изучать Закон Б-жий — тяжкое преступление. Чтобы сделать наказание еще более страшным, император приказал жечь его на медленном огне.

Раби Йегуда не мог выдержать пытки и так закричал, что с соседних деревьев посыпались плоды. Второй раз он закричал так, что скот в округе попадал. Когда же на третий раз палач поднес огонь к его глазам и стал выжигать их, раби Йегуда уже раскрыл было рот, не в силах сдержать еще более ужасного крика, но в этот момент до его слуха донесся Голос с Небес:

— Возлюбленный раби Йе?уда, если палачи заставят тебя закричать еще раз, Я разрушу всю их землю, потому что ты преданно служил Владыке, Б-гу твоему.

Тогда раби Йегуда сдержал пронзительный вопль и умер молча.

ВИНОГРАДНИК НАВОТА ИЗРЕЭЛЬСКОГО

У Навота, жителя долины Изреэль, был виноградник возле дворца Ахава[1] царя Израиля.

— Отдай мне свой виноградник, — сказал Ахав Навоту, - он как раз рядом с моим домом и будет служить мне огородом. Тебе же я дам другой виноградник, еще лучше. А хочешь — заплачу за твой двойную цену.

— Б-г не велит мне отдать его, - сказал Навот. — Он мне достался в наследство от моих предков.

Вернулся Ахав домой сердитым и хмурым: пришелся ему по вкусу виноградник Навота, а тот не захотел его отдать! Ахав даже есть не стал, улегся в постель и отвернулся к стене. Но Изевель, жена его, пришла к нему и спросила:

Чем ты так расстроен, что даже есть не стал?

Тем, что Навот не захотел отдать мне свой виноградник. Я тебе заплачу, сказал я ему, или дам другой, еще лучше, а он отказался.

— Разве не царь ты Израиля? — сказала известная своим коварством Изевель. — Вставай, поешь и возвесели свое сердце. Я передам в твои руки виноградник Навота.

Написала она письма от имени Ахава, поставила на них царскую печать и разослала старейшинам и знатным людям Шомрона — столицы государства.

А в письмах тех было сказано: "Приведите двоих, и пусть они лжесвидетельствуют против Навота. Пусть скажут, что он проклинал Б-га и царя, и его побьют камнями до смерти".

Старейшины города сделали так, как приказала Изевель. Вывели Навота перед всем народом, пришли два подкупленных человека, лжесвидетельствовали против него, и Навота забросали камнями.

Узнав, что Навот умер, Изевель сказала Ахаву:

— Вставай и забирай виноградник Навота, который он не захотел тебе продать. Навот умер.

Услышав о смерти Навота, Ахав встал и пошел в виноградник, который решил забрать себе.

Но было слово Г-спода к пророку Элиягу[2]: "Встань и иди к Ахаву, царю израильскому, что правит в Шомроне. Он сейчас в винограднике Навота. Иди и скажи ему: 'Убил и еще наследуешь?' И еще скажи: 'В том месте, где собаки лизали кровь Навота, будут они и твою кровь лизать'".

Так и сделал пророк Элиягу. Увидев его, отпрянул Ахав в испуге, хоть и был царем. Знал он, что пророк пришел к нему со словом Б-жьим. И сказал Ахав:

— Ты нашел меня, враг мой? И сказал пророк Элиягу:

— Я нашел тебя. Потому что сотворил ты зло в глазах Б-га.

И так все и было, как предсказал пророк Элиягу: умер от ран Ахав, и собаки лизали его кровь. А тело нечестивой Изевель, растоптанное лошадьми, растерзали псы на поле Изреэльском.

ПО-ДРУЖЕСКИ

Нерадивая хозяйка положила на подоконник только что испеченный хлеб студиться. А в это время мимо пробегали прожорливая кошка и голодная собака. Оба прыгнули на горячий каравай и сбросили его на землю. Они встали над ним, задрав хвосты; кошка сердито шипела, собака грозно рычала.

— Это мой каравай, - сказала кошка, - я первая его увидела.

— Нет, мой, — сказала собака, — это я его сбросила на землю.

На ветке вяза, что нависла над домом, сидел старый хитрый филин. Увидев, как ссорятся кошка с собакой, он слетел вниз и сказал:

— Не ссорьтесь, вы же друзья. Все мы друзья между собой. Я помогу вам решить спор. Поговорим спокойно. Из-за чего у вас раздор получился?

— Эта жадина-кошка заявляет, что весь каравай должен ей достаться, — сказала собака.

— Все утро выслеживала я, пока хозяйка хлеб испечет, и, дождавшись, когда она положила его на подоконник, прыгнула за ним. А эта обжора-собака навалилась на него и заявляет, что он достанется ей! - закричала кошка.

— Если вы существа разумные, отойдите оба от хлеба, и я улажу дело по чести и совести, — сказал филин. — Вы мне доверяете?

— Ладно, - согласились они, - мы тебя послушаемся.

Взял филин весы, аккуратно разделил каравай на две неравные части и положил на чаши весов. Одна из них, конечно, опустилась ниже другой.

Ты что же, не можешь сделать куски одинаковыми? - разозлилась кошка и грозно выгнула спину дугой.

— Сейчас постараюсь, — сказал филин.

Он отщипнул большой кусок с нижней чаши. Теперь перевес оказался на другой стороне. Тогда филин отхватил большой кусок с другой стороны. Снова перетянула первая чаша. И так раз за разом отщипывал хитрый старый филин от вкусного каравая, пока на весах не осталось по крохотному кусочку с каждой стороны.

— Стоит ли друзьям ссориться из-за такой малости? — сказал он, съел оба кусочка и, смеясь, взлетел на верхнюю ветку высокого вяза.

НАГРАДА

Никогда еще не сваливалось на бедного портного такое счастье! Шел он, понурив голову, по дороге и вдруг видит — кошелек под кустом лежит, а в кошельке, к его великой радости, двести золотых монет оказалось.

Но недолго длилось счастье. Вечером в синагоге служка объявил, что первый богач местечка потерял кошелек с деньгами и просит того, кто его нашел, вернуть кошелек, как и положено по Закону, а он, со своей стороны, обещает щедрое вознаграждение.

Целый день бедный портной боролся со своей совестью. "Ничего с богачом не станет! Не обеднеет! А у тебя жена и дети вот-вот с голоду помрут", — говорило в нем Зло.

"Нет, — говорило в нем Добро, — это не твои деньги, а в Торе сказано: нашел чужое добро на дороге — верни хозяину".

Охая и вздыхая, постучался бедный портной в дом богача, дрожащей рукой протянул ему кошелек и сказал:

- Вот ваши деньги. Мне они нужны больше, чем вам, но я не могу нарушить заповедь. Забирайте свой,кошелек и давайте мне возграждение.

"Ну и дурак же этот портной, - подумал про себя богач. - Вернуть такие деньги! Этому болвану и вознаграждение-то не стоит давать, можно и не сдержать обещания". Поэтому вслух он сказал:

- Вознаграждение? Никакого вознаграждения тебе не положено. В кошельке было триста золотых монет, а теперь, я смотрю, в нем только двести. Сто ты украл. Ты — вор.

- За мою честность меня же еще вором обзывать! — закричал бедный портной. — Скупердяй паршивый! Я с тебя получу вознаграждение, как ни вертись!

Назавтра раввин уже разбирал жалобу бедного портного. Обидчик и обиженный стояли перед ним, а все местечко сбежалось послушать, какое решение вынесет раби.

— Вы утверждаете, что в кошельке было триста золотых монет? — спросил раввин богача, пристально глядя ему в глаза.

Богач был известен своей скупостью.

— Да, — сказал богач, — в кошельке было триста монет, а он мне вернул только двести. Сто украл, да еще и вознаграждение требует. Нахальство какое!

— Значит, так, — сказал раввин, — в том кошельке, что вы потеряли, было триста монет, а в том, что нашел бедный портной, — только двести. Ясно, что портной нашел не ваш кошелек. А по закону, если нельзя обнаружить хозяина потери, она переходит к тому, кто ее нашел. И потому вот мое решение: кошелек переходит к портному, и делу конец!

Всем очень понравилось мудрое решение раввина. Так богачу и надо! Пусть не нарушает слова!

ХЕЛМСКИЕ[3] АНЕКДОТЫ

В Хелме сапожник убил человека. Его су-дали и приговорили к смерти. Но когда зачитывали приговор, встал самый почтенный хелмский мудрец и начал возражать:

— Ваша честь, вы приговорили этого человека к смерти, но если его повесят, мы все сильно пострадаем. Он у нас единственный сапожник. Кто же нам будет ботинки чинить, если его не станет?

- Правильно! - закричали жители Хелма.

- Дорогие мои, - сказал справедливый судья, - вы правы. В самом деле, если повесить сапожника, некому будет чинить и шить нам ботинки. Но нужно же соблюдать справедливость! Поэтому я решаю так: у нас в Хелме всего один сапожник, но зато два портных; если вместо сапожника повесить одного из портных, то обшивать нас будет второй. Тогда и справедливость не нарушится, и Хелм не пострадает.

Один хелмский житель получил письмо от родственников, в котором ему сообщали, что умер его отец.

— Не верю! — сказал он.

— Почему? - спросила жена. - Тут же ясно сказано.

— Глупая женщина! — рассердился муж на бестолковую жену. - С какой стати я буду верить, если письмо написано не отцовской рукой!

Плохая хозяйка неплотно закрыла бочку с вином, и через неделю бочка наполовину опустела.

— Ну что ты за хозяйка! — рассердился муж. — Такое хорошее вино пропало! Ты же неплотно закрыла отверстие возле дна.

— Что я его неплотно закрыла, так это правда, — ответила жена, — но вино вытекло не через него. Как раз в нижней половине бочки полно вина, а пусто в верхней.

Старый житель Хелма совсем оглох на одно ухо. Вызвал он доктора из соседнего местечка, тот его внимательно осмотрел и сказал:

— Медицина тут не поможет, это годы виноваты.

— Какой же вы доктор, если на годы сваливаете! — рассердился старик. — Что, моему второму уху меньше лет?

Два жителя Хелма обсуждали серьезный вопрос: как человек растет — снизу вверх или сверху вниз?

- Ясно, снизу вверх! - уверенно сказал первый. -В прошлом году я купил сыну к бар-мицве[4] пару штанов, и они оказались так длинны, что он ими пол подметал. А теперь сын так вырос, что они ему только до лодыжек доходят. Значит, люди растут снизу вверх.

— Идиот! — расхохотался второй. — Как раз наоборот! Посмотри в окно, там парад солдат проходит. Видишь, ноги у всех на одинаковом уровне, а головы - на разном. Только круглому дураку не ясно, что человек растет сверху вниз.

ТОЧНЫЙ РАСЧЕТ

Рассказывают, что известный поэт и ученый раби Аврагам ибн Эзра[5] плыл однажды на корабле в далекие края с пятнадцатью учениками. На этом корабле плыли еще пятнадцать пиратов, не считая команды и капитана. Однажды подул такой сильный ветер, что волны поднялись высотой с гору. Корабль вертело и крутило как щепку. Борта скрипели и трещали.

Капитан заявил, что, если не избавиться от лишнего веса, корабль утонет, и все найдут себе могилу на дне морском. Поэтому он приказал команде отобрать половину пассажиров — пятнадцать человек - и бросить их за борт.

Раби Аврагам понял, что его ученикам грозит опасность. Что же он сделал? Пошел к капитану и сказал:

- Я вас понимаю. Пятнадцать человек нужно бросить за борт, другого выхода нет. Лучше, чтобы погибла только половина пассажиров, чем все. Но как вы не боитесь решать за Б-га, кому остаться в живых, а кому умереть? Вы что, Его посланник на земле?

- Что же мне делать, раби? - спросил, растерявшись, капитан. — Если не избавиться от лишнего веса, через пару часов мы все будем на дне морском.

— Я вот что советую, — сказал раби Аврагам. — Бросим жребий, и пусть Б-г решает.

Капитану совет понравился, и он спросил:

- А как будем бросать жребий?

Раби Аврагам ухватился за возможность спасти своих учеников, столь приверженных изучению Торы, и ответил:

— Мы с вами рассадим пассажиров в круг и будем отсчитывать слева направо. Каждого девятого бросят за борт. Пройдя первый круг, продолжим отсчет, начиная с того, кто окажется следующим за тем, на кого пал жребий, и так, пока не наберем пятнадцать человек

Капитан обрадовался такому выходу из столь сложного положения и согласился. Раби Аврагам рассадил всех пассажиров в следующем порядке: четыре ученика — пять пиратов — два ученика — один пират — три ученика — один пират — один ученик — два пирата — два ученика — три пирата — один ученик — два пирата — два ученика и один пират. Отсчет начался с первого из четырех учеников и пошел по часовой стрелке

Когда жеребьевка кончилась, выяснилось, что каждый девятый, которому выпал роковой жребий, оказался пиратом, и таким образом все пираты погибли, а все ученики остались в живых.

Хотите проверить — посчитайте сами.

СКОЛЬКО ПРИЧИТАЕТСЯ КАЖДОМУ?

Двое заблудились в лесу. У одного было с собой пять ломтей хлеба, у другого — три. Бродили они, бродили и повстречали еще одного заблудившегося, у которого и вовсе не было никаких припасов. Как хорошие евреи они поделили хлеб между всеми. К счастью, спасение пришло как раз, когда у них кончилась провизия. Тот, у которого не было припасов, в благодарность за то, что его накормили, дал двум другим восемь золотых монет. Первый заявил, что ему причитается из них семь, второй утверждал, что первому положено только пять, а остальные три — ему. Когда спор изложили раввину, он постановил, что первый по праву требует для себя семь монет. Как же раввин нашел такое решение?

Очень просто. Разделил каждый ломоть на три порции. Первый, у которого было пять ломтей, внес пятнадцать порций, второй — девять. Всего получилось двадцать четыре порции. Каждый съел треть от общего количества, то есть восемь порций. Первый, который внес пятнадцать, а съел только восемь, лишился семи частей своих запасов. Второй, внесший девять порций и съевший только восемь, лишился всего одной части своих запасов, поэтому ему и полагается всего одна монета, а первому — семь.

РЕШЕНИЕ С ПОДВОХОМ

Один человек завещал трем своим сыновьям семнадцать овец. Первый должен был получить одну девятую часть наследства, второй — одну треть и третий — половину. Для трех простых крестьян дележ оказался слишком сложным, и они обратились к раввину за помощью. Как же ему удалось поделить овец таким образом, чтобы все сыновья были довольны?

Очень просто. К тем овцам, что оставил отец, раввин добавил свою, и получилось восемнадцать. Сын, которому была завещана девятая часть наследства, получил две овцы, тот, который наследовал одну треть, — шесть, и тот, который половину, — девять. Два, да девять, да шесть, получается семнадцать — свою овцу раввин забрал обратно.

Все хорошо, но есть тут подвох. Догадайтесь, какой.

ОСА И ПАУК

Однажды, еще до того, как Давид[6] стал царем Израиля, сидел он в саду и наблюдал, как оса паука пожирает. Поразило Давида это зрелище, и сказал он Б-гу, благословенно Имя Его:

— Творец Вселенной, зачем при сотворении мира Ты создал этих насекомых? Оса меду не дает и видом безобразна. Паук, хоть и ткет целый день паутину, но из нее нам одежды не сшить.

И ответил ему Б-г:

- Не пренебрегай, Давид, ни одним из Моих созданий. Придет время, и ты узнаешь, что каждое из них приносит пользу.

Вскоре царь Шауль[7] разгневался на своего бывшего любимца Давида и решил его убить. Начал он его преследовать, и Давиду пришлось бежать. Спрятался он в темной пещере, и когда лежал там, дрожа от страха, Б-г послал паука, и тот снаружи заткал тонкой паутиной вход в пещеру.

Пришли к ней Шауль и его люди и решили было войти внутрь, но увидев, что вход заткан паутиной, Шауль сказал:

— Здесь его нет. Если бы он сюда вошел, паутина не осталась бы целой. Нужно искать в другом месте.

И Шауль со своими воинами удалился, а Давид облегченно вздохнул.

Когда они были уже далеко, Давид выкарабкался из пещеры и ласково сказал пауку:

— Будьте благословенны и ты, и твой Создатель!

Однажды в полночь Давид подкрался к шатру Шауля. Посреди шатра спал сам царь, а у входа, охраняя владыку, лежал, разметав ноги, его преданный военачальник Авнер. Давид прокрался в шатер, чтобы напиться воды, — он умирал от жажды. Но когда, подбираясь к кувшину, он перешагивал через ноги Авнера, тот вдруг их сдвинул, и Давид оказался словно в тисках. Понял он, что погиб, однако, веря в милость Б-га, взмолился:

— Б-г мой, почему Ты покинул меня?

И Б-г, который очень любил Давида, послал в шатер осу, чтобы она ужалила Авнера. Вскрикнув от боли, тот раздвинул ноги, и Давид убежал.

Снова Давид возблагодарил Б-га:

- Творец Вселенной, может ли кто сравниться с Тобой в величии! И все дела Твои, и все создания Твои прекрасны!

КАК Б-Г ОВЕЧКУ ЗАЩИТИЛ

Жаловалась овечка Б-гу:

— Дорогой Б-г, Творец вселенной! Многим злым существам дал Ты жизнь в мире Своем, и многие из них меня преследуют, хотят убить. А мне Ты не дал никакой защиты от них.

Проникся Б-г жалостью к слабому созданию Своему и сказал:

— Милая и славная овечка, справедливы твои жалобы. Скажи, что Я должен сделать, чтобы помочь тебе? Хочешь — Я дам тебе острые зубы, и будешь ты кусать тех, кто на тебя нападает? А хочешь — пошлю тебе острые когти вместо твоих мягких копытцев?

- Не надо мне ни острых зубов, ни острых когтей, как у свирепых хищников, — отвечала овечка. — Нет ли у Тебя защиты получше, дорогой Б-г?

- Ладно, - сказал Б-г, — дам тебе, к примеру, ядовитое жало.

— Ядовитое?! — заволновалась овечка. — Ни за что! Не нужен мне яд. Все ненавидят ядовитых змей и насекомых.

На это Б-г, благословенно Имя Его, сказал:

- Тогда пошлю тебе огромные рога.

- Владыка мира, не хочу я такой защиты. Если Ты пошлешь мне рога, как у дикого буйвола, я еще, чего доброго, могу кого-нибудь забодать ненароком.

Улыбнулся Б-г и сказал:

- Ты ничего не хочешь из того, что Я предлагаю, как же Я тебе помогу?

— Если мне, чтобы защитить себя, придется убивать или ранить других, — ответила овечка, — оставь меня беззащитной.

Тогда Б-г наклонился, погладил милую овечку и сказал:

— Her, дорогая овечка, не оставлю Я тебя беззащитной, раз ты сама готова страдать, только бы не обидеть других. Я придумал, что сделать. Пошлю тебе шубу из тонкой шерсти, а ты отправляйся к человеку и поделись ею с ним. Он полюбит тебя за то, что ты дашь ему теплую одежду, и будет охранять тебя от врагов.

И овечка ушла от Владыки, одетая в шубу из тонкой шерсти, мягкой и белой как снег.

ВСЕ К ЛУЧШЕМУ!

Однажды раби Акива[8] отправился в путь, взяв с собой осла, петуха и фонарь. К вечеру дошел он до деревни и попросил ночлега, но тамошние жители прогнали его, да еще надавали тумаков.

Такое грубое отношение не пошатнуло в нем веры, и, сказав: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему", он устало поплелся ночевать в лес. Устроился поудобнее, съел кусочек хлеба, вдруг слышит - петух истошно кричит. Вскочил раби Акива, но успел увидеть лишь хвост лисицы, убегавшей прочь с петухом в зубах.

Потеря петуха не поколебала веры в раби Акиве, и, снова сказав: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему", сел он учить Тору при свете фонаря.

Вдруг поднялся ветер и задул огонь. Опять сказал раби: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему", - и тут же заметил, что в темноте сбежал осел. Огорчился раби Акива потере осла, пожалел, что утром придется долгий путь пешком проделать, поохал, повздыхал, а все же повторил: "Все, что Б-г ни делает, - к лучшему".

На следующее утро, пройдя всю дорогу пешком и уладив свое дело, раби Акива возвращался домой. Дойдя до деревни, в которой с ним так скверно обошлись, он, к своему удивлению, увидел, что в ней нет ни единой живой души. Той же ночью, когда он просил ночлег и получил отказ, пришли туда разбойники и безжалостно всех поубивали.

И подумал тогда раби Акива: "Неисповедимы пути Г-спода. Разреши мне жители деревни остаться, разбойники наверняка убили бы меня вместе со всеми. А, судя по следам, пришли они из лесу, значит, были они в нем одновременно со мной. Стоило им услышать крик петуха или осла или заметить свет фонаря - и меня бы уже не было в живых. Воистину человек должен всегда полагаться на Б-га!"



[1] Ахав - царь Израиля (IX в. до н.э.). Известный своей жестокостью идолопоклонник. Насаждал в еврейском государстве культ языческих богов, преследовал пророков.

[2] Элиягу - один из величайших пророков Израиля, искоренявший в стране языческие культы. Был взят живым на Небеса и, по словам позднейших пророков, должен вернуться на землю незадолго до прихода Машиаха - царя-избавителя, который отстроит Храм и соберет всех евреев в Земле Израиля. В ожидании возвращения пророка Элиягу каждый год в вечер праздника Песах евреи ставят на стол дополнительный бокал с вином - "бокал для Элиягу".

[3] Хелм - город в Польше, где когда-то была большая еврейская община. Про хелмских евреев существует множество анекдотов : молва гласит, что они были большими недотепами.

[4] Бар-мицва ("возраст заповеди") - тринадцатилетие. С этого возраста еврейский мальчик считается взрослым и обязан исполнять все заповеди Всевышнего.

[5] Р. Аврагам ибн Эзра - известный исследователь Торы, философ, поэт, врач, астроном и грамматик (XI — XII вв.). Много путешествовал - в частности, по Средиземноморью.

[6] Давид - второй царь Израиля (XI-X вв. до н.э.). Создал обширное царство, границы которого почти целиком совпадали с теми, что были обещаны Всевышним еврейскому народу. Оставил после себя Книгу Псалмов — молитв и поэтических гимнов, прославляющих Б-га. Родоначальник царской династии, последним в которой будет Машиах.

[7] Шауль - первый царь Израиля (XI в. до н.э.). Преследовал Давида, подозревая его в намерении захватить власть. Погиб в бою с филистимлянами, после чего на царский престол вступил Давид.

[8] Р. Акива - великий мудрец, о праведной жизни которого сохранилось множество преданий (I —II вв.). Принял мученическую смерть во славу Имени Б-жьего: римляне живьем содрали с него кожу.

 





Hosted by uCoz