С Б-жьей помощью

Законы Мамрим

Глава 1

Галаха 1

Бейс Дин Годол в Иерусалиме[1] – они основа устной Торы[2] и они столпы учения[3], и от них закон и суд выходит для всего Израиля, и о них обещала Тора, как сказано: "По Торе, что научат тебя" (Дварим 17, 11) – это заповедь "делай". И каждый, кто верит в Мойше рабейну и в Тору его, обязан опираться в своих религиозных делах на них и полагаться на них".

Галаха 2

Каждый, кто не поступает по их словам – нарушает заповедь "не делай", как сказано: "не удаляйся от всякого слова, что скажут тебе, направо и налево" (там). И не бьют палками за этот "лав", поскольку он дан для предупреждения о смерти по суду, ибо каждый мудрец, который нарушает их слова, достоин смерти удушением, как сказано: "И человек, который сделает злонамеренно…" (там, 12). Одинаково – их слова, которые они учили из шмуо[4] - и это есть Устная Тора[5],  и одинаково – то, что они выучили по своему разумению по одной из мер, что Тора толкуется по ним, и выглядит в их глазах, что это так, и одинаково – вещи, которые установили как ограду для Торы, и в соответствии с тем, что есть потребность момента, и это есть декреты и установления и обычаи – каждое и каждое из этих трех вещей – заповедь "делай" слушать их, и нарушающий на одну из них – нарушает "не делай". Так он говорит: "По Торе, что научат тебя" – это есть установления и декреты и обычаи, что будут указывать их для многих, чтобы укрепить веру и исправить мир; "И по суду, что скажут" – это слова, которые выучат их по закону, одной из мер, что Тора толкуется по ним; "От всякого слова, что скажут тебе" – это кабала[6], что приняли друг от друга {поколение за поколением}.

Галаха 3

Слова кабалы -  нет в них спора никогда, и всякая вещь, в которой ты находишь спор – известно, что это не кабала от Моше рабейну. И законы, которые учат из мер[7] - если согласились на них бейс дин годол все – то они принимаются, а если спорили в них – идут за большинством, и выводят закон по большинству. И также декреты и установления и обычаи – если считают часть их что следует установить гзейро или таконо или обычай, и часть их считают, что не следует принимать такую гзейро или таконо или обычай, - спорят одни против других, и идут за большинством, и выводят закон по большинству.

Галаха 4

Когда существовал бейс дин годол, не было споров в Израиле, но, всякий закон, что появлялось в нем сомнение у одного из Израиля, спрашивает у бейс дин, который в его городе. Если знали – говорили ему; если нет – то спрашивающий вместе с тем бейс дином, или с его посланниками, поднимаются в Иерусалим, и спрашивают в бейс дин, который находится на Храмовой горе. Если знали – говорили ему; если нет – все приходят в бейс дин, который у входа в Азара. Если знали – говорили им; а если нет – все приходят в Лишкас а-гозис в бейс дин годол и спрашивают. Если было дело, у котором родилось сомнение у всех, известно в бейс дин годол, или из кабала, или из меры, что учили с ее помощью, - говорят сразу; если это дело не было ясно у бейс дин годол – обсуждают его в это время и спорят о нем, пока не согласятся все, или проведут подсчет, и пойдут за большинством, и скажут всем спрашивающим: таков закон, и уходят себе. С тех пор, как отсутствует бейс дин годол, увеличились споры в Израиле; этот объявляет нечистым, и приводит объяснение своим словам, и этот объявляет чистым, и приводит объяснение своим словам, это запрещает, а этот разрешает.

Галаха 5

Двое мудрецов или два бейс дина, которые спорят не во время Сангедрина, или пока этот вопрос не ясен им, или в одно время, или друг за другом, это очищает, а этот объявляет нечистым, один запрещает, а один разрешает, - если ты не знаешь, куда закон клонится – в законах Торы иди за устрожающими, в законах мудрецов иди за облегчающими.

 

 

 



[1] Находящийся в Лишкас Гозис в Храме, и см. выше Законы Сангедрин гл. 1 галаха 3 и здесь дальше Галаха 4

[2] Что она есть объяснение к заповедям Письменной Торы, и как пишет Рамбам в предисловии: "Все заповеди, которые были даны Мойше с Синая, с объяснениями их были даны… "вегаТора вегамицва" – "Тора" – это письменная Тора, и "мицва" – это объяснение ее"

[3] учат, как объяснять Писание, и что следует учить из него.

[4] Слышали друг от друга до Мойше с Синая

[5] Что научил ее Вс-вышний Мойше на Синае, и Мойше не записал ее, но научил ей старейшин и Йегошуа – устно (Предисловие к Йад Хазоко)

[6] устная традиция

[7] 13 способов толкования Торы


К оглавлению       На главную


Hosted by uCoz