С Б-жьей помощью

ААЗИНУ

Содержание песни Аазину и перечисление десяти пророческих песен

В песне Аазину в поэтической форме предсказано будущее еврейского народа. В ней говорится о наказании за нарушение завета с Ашемом и о том, как Ашем покарает тех, кто вредил евреям в изгнании.

Всего существуют десять пророческих песен, среди которых Аазину четвертая:

1. Первую песнь Адам произнес в Ган Эдене. Он составил "Песнь для дня Шабата", в которой восславил величие Шабата.

2. На берегах Ям Суф Моше и сыны Израиля пели песнь о своем чудесном освобождении от армии фараона.

3. Сыны Израиля пели песнь, восхваляющую колодец Мирьям (раздел Хукат).

4. Моше научил народ песне Аазину в день своей кончины.

5. В битве с эморейцами в Гивоне, когда солнце чудесным образом остановило свое движение ради побеждающей еврейской армии, Йеошуа пел песнь.

6. Девора и Барак сочинили песнь, когда Б-г предал в их руки врагов, в том числе и хананейского полководца — Сисру (Шофтим 5).

7. Когда Хана родила Шмуэля после долгих лет бесплодия, она восхвалила Ашема пророческой песнью (/ Шмуэль 2).

8. В конце жизни царь Давид сочинил песнь в благодарность Ашему за спасение от врагов (II Шмуэль 22).

9. Царь Шломо написал Шир аширим (Песнь песней). 10. Десятую, самую великую песню, споют евреи, когда Б-г освободит их от нынешнего изгнания.

Первые девять песен названы шира (женский род), а десятая названа шир (мужской род), как сказано: "В этот день в земле Иеуды будет спет шир (Иешаяу 26:1).

После освобождений, послуживших поводом для сочинения первых девяти песен, неизбежно следовали новые трудности. Поэтому каждое из освобождений подобно состоянию женщины, переживающей тяготы беременности, родов и все-таки снова и снова радующейся зарождению новой жизни.

Однако десятая песнь положит конец всем невзгодам.

Первая часть песни, стихи 1-6: вступление

Моше призывает небеса и землю свидетельствовать, что он предупреждал евреев соблюдать Тору

Перед тем как начать песнь Аазину, Моше приказал небесам и земле: "Замрите! Не двигайтесь, пока я не закончу мою песнь!"

Небеса задрожали. Ужасающее смятение потрясло высшие миры из-за того, что человек осмелился посягнуть на движение вселенной.

"Моше, Моше, — раздался голос, — зачем ты вызываешь этот беспорядок?"

"Я приказываю небесам и земле остановиться, ибо я призову Имя Ашема. Поэтому воздайте честь нашему Б-гу!" — отвечал Моше.

При этих словах земля и небеса затихли и пребывали в таком состоянии до тех пор, пока Моше не закончил свою пророческую песнь. Счастлив тот человек, которому повинуется природа!

Великие праведники способны изменять ее законы:

— Йеошуа превратил ночь в день. В ходе сражения с эморейским царем он приказал солнцу остановиться, и оно подчинилось ему.

— Пророк Элияу превратил зиму (сезон дождей) в лето. Он сказал: "Клянусь, что и дождь, и роса будут выпадать по моему слову" (I Мелахим 17:1). После чего наступила засуха, наказывая евреев за поклонение идолам.

— Пророк Шмуэль превратил лето в зиму. Когда евреи просили его поставить над ними царя, Шмуэль разгневался. Чтобы люди осознали свой грех, он попросил Ашема вызвать проливной дождь во время сбора урожая. Увидев это, "народ устрашился Ашема и Шмуэля" (I Шмуэль 12:18).

— Моше превратил воды в сухую землю, когда евреи пересекали Ям Суф.

— Пророк Элиша направил в пустынные земли потоки воды. Это случилось, когда цари Еорам и , Еошафат вышли на битву с Моавом. Пересекая обширную пустыню, они чуть не погибли от жажды. Элиша пророчествовал, что Б-г пошлет в пустыню воду. По его словам на следующее утро в Эдеме выпал дождь, и оттуда вода устремилась в пустыню.

Почему Б-г наделил праведников способностью изменять законы природы? Чтобы люди боялись их и так учились бояться Ашема.

Однако у Моше была еще одна заслуга, заставившая умолкнуть небеса и землю.

Всемогущий обещал евреям: "Если вы склоните свои уши, чтобы слушать слова Торы, то все, в свою очередь, замолкнут, внемля вашим словам". Моше внимательно слушал слова Торы, поэтому небеса и земля затихли и слушали его, когда он заговорил.

Почему, убеждая евреев соблюдать Тору, Моше призвал в свидетели небеса и землю (а не людей)?

1. Моше избрал свидетелей, которые будут существовать вечно.

2. Кроме того, Моше предупреждал: "Небеса будут свидетельствовать перед Б-гом, соблюдаете ли вы заповеди, например, такие как освящение молодой луны и соблюдение праздников. Земля засвидетельствует, соблюдаете ли вы десятины, запрет на одновременный посев разных видов растений, а также другие законы, относящиеся к земледелию.

3. И, наконец, сами свидетели накажут вас, если вы нарушите слово Б-га.

Вам необходимы дождь с небес и плодородная почва. Если согрешите, небеса не дадут вам дождя, а земля перестанет проявлять к вам щедрость.

4. Кроме того, усвойте урок, который вам дают земля и небеса! Посмотрите, с каким постоянством они исполняют свое предназначение. Разве какой-либо день начинался с восхода солнца на западе? Разве когда-нибудь принесла земля ячмень из посаженных в нее пшеничных зерен? Разве море когда-нибудь пересекало установленные для него границы?

Животные также покорно выполняют свою работу. Разве когда-либо бык роптал: "Сегодня я не буду пахать"? Или осел отказывался нести свою ношу? Учитесь у них твердости в вашей приверженности Торе".

Моше провозглашает, что Тора уподоблена дождю, поскольку дарует жизненную силу

Моше продолжал: "Небеса и земля будут свидетельствовать, что я сейчас уподобляю Тору дождю". Почему Моше сравнил Тору с дождем?

Среди многих причин есть и такие:

— Как без воды, так и без Торы не может существовать вселенная.

— Как дождь падает сверху, так и мы получили Тору с Небес.

— Вода — это основной очиститель. Так и Тора очищает и возвышает тех, кто изучает и соблюдает ее "во имя Небес".

— Дождь не порождает новое растение, а только помогает развитию и созреванию уже имеющегося. Так и Тора помогает развитию души человека. (Сначала человек должен посвятить свое сердце и ум изучению Торы, и только тогда его занятия принесут плоды.)

— Еврей никогда не устает, изучая Тору. Рыба живет в воде, но, тем не менее, с жадностью набрасывается на каждую каплю дождя. Так и человек, погруженный в Тору, жаждет услышать все новые и новые ее толкования.

Моше объявил также: "Мои слова будут выпадать подобно росе".

Почему, сравнив Тору с дождем, Моше затем сравнил ее с росой?

Дождь не всегда радует людей: он доставляет огорчения путникам на дороге, может нанести серьезный ущерб виноделам.

Чтобы мы не проводили аналогий и не думали, что Тора тоже может омрачить нашу жизнь, Моше добавил, что Тора в этом отношении подобна росе. Все без исключения радуются, когда выпадает роса, — так и Тора приносит только радость.

Когда Моше учил: "Моя Тора прольется подобно дождю", он использовал необычный термин яароф, который также означает "проломит шею".

Он намекал: "Изучение Торы может принести вам затруднения. Изучайте ее, даже если это грозит "сломать вам шею". Я был готов умереть ради Торы".

Какое происшествие имел в виду Моше?

Когда Моше поднялся на небеса, чтобы получить скрижали для еврейского народа, ангелы негодовали от того, что Тора попадет в руки людей, и хотели убить Моше своим дыханием. Однако он успокоил ангелов: "Почему вас так беспокоит потеря двух каменных глыб? Разве они чего-нибудь стоят? Отпустите меня!"

Он напоминал купца, на которого в лесу напала банда граббителей. Разбойники пригрозили ему смертью, тогда он вынул мелочь из карманов и сказал: "Посмотрите, как мало у меня денег. Неужели стоит совершать преступление ради этих грошей?"

Эти слова убедили граббителей, и они решили: "Эти монеты немногого стоят. Отпустим его!"

Вернувшись домой, купец вытащил из-под подкладки своего пальто спрятанные там драгоценности и продал их.

Вот так и Моше умалил значение Торы перед ангелами. Но принеся Тору евреям, он открыл им ее истинную цену. "Тора из Твоих уст лучше для меня, чем тысячи золота и серебра" (Теплим 119:72).

Моше сказал евреям: "Так же как я рисковал своей жизнью, оставаясь на Синае среди ангелов, так и вы должны быть готовы пожертвовать собой ради Торы!"

Утверждение Моше "Как дождь прольется мое учение, как роса заструится мое речение" содержало также молитву, чтобы его обращение не прошло незамеченным, но проникло в сердца сынов Израиля: "Пусть мои учения будут приятны сынам Израиля как дождь. Пусть мои слова будут благосклонно восприняты ими словно роса. Пусть они будут подобны ветрам, дующим над полями осенью, и весеннему дождю, орошающему травы в месяце адаре".

Слова "мои учения" относятся к Письменной Торе, а выражение "мое речение" — к Устной.

Моше призывает народ отвечать хвалой Ашему каждый раз, когда будет упомянуто Имя Б-га

Перед песней Аазину Моше сделал такое поучение: "Как только я упомяну Имя Ашема, вознесите Ему хвалу, произнеся "амен". Из этого стиха наши мудрецы сделали вывод, что после каждого благословения, произнесенного в Храме, люди должны отвечать: "Да будет благословенно Имя Его славного царства вовеки веков".)

Мы также соблюдаем правило "отзываться благословением", когда хазан (кантор) в синагоге упоминает Имя Б-га в благословениях и когда слышим благословения из уст другого человека.

— Когда мы слышим произносимое кем-нибудь благословение, мы отвечаем: "Барух у уварух шмо (Благословен Он и благословенно Его Имя)" при упоминании Имени Б-га, и "ал/ел" сразу же по завершении благословения.

— Когда мы слышим Борху, то отвечаем Борух Ашем Амеворах леолам ваэд (Благословен Ашем Благословенный вовеки веков).

Отвечающий "ал/е//" на благословения совершает даже более великое дело, чем тот, кто произносит это благословение.

Само по себе благословение подобно подписанному договору, не удостоверенному бейт дином. При добавлении "амен" оно получает статус утвержденного бейт дином договора.

Прежде чем начать собственно песнь, Моше добавил еще одно предварительное заявление.

Деяние Б-га совершенно; все Его пути абсолютно справедливы

В песне Моше предскажет жестокую кару за отказ евреев от Торы. Человек принимает наказание покорно, если осознает его заслуженность.

Поэтому Моше начал с провозглашения совершенной справедливости путей Б-га.

Он пояснил евреям: "Когда я поднялся на Синай, то увидел, чем Всемогущий занят каждый день. Он делит день на четыре части. В течение первой части Он изучает Тору; в ходе второй — сидит в суде; третья часть дня посвящена составлению супружеских пар и вынесению решений о возвышении и принижении; и в последней, четвертой части Он определяет источники пропитания для всех Своих творений.

Хотя Он и всевластен, но никогда не наказывает по причине гнева, а только потому, что того требует справедливость. Это Б-г, к Которому можно испытывать безграничное доверие и Который в полной мере наградит праведного и накажет порочного. От нас же требуется признать Его праведность и справедливость.

Человек, который в этом мире отвергает справедливость Б-га, волей-неволей признает ее после смерти. Когда человек будет судим за все свои поступки, он признает: "Ты судил справедливо".

Когда римляне поставили христианство вне закона, рабби Элиэзер был обвинен в "ереси" (тайной приверженности христианству). Его привели на суд к римскому наместнику, который сказал ему: "Зачем такому мудрому и пожилому человеку, как ты, заниматься такими нестоящими вещами?"

Рабби Элиэзер отвечал: "Я считаю, что Судья заслуживает доверия". Его слова относились к Всевышнему и означали следующее: "Значит, Небесный Судья счел меня виновным в серьезном прегрешении и поэтому навлек на меня это бедствие". Однако наместник подумал, что рабби Элиэзер имеет в виду его, и отвечал: "Клянусь, что поскольку ты доверяешься моей справедливости, то будешь освобожден!"

Таким образом, рабби Элиэзер вернулся домой, избежав почти неминуемой смерти. Однако этот праведник был далек от того, чтобы радоваться освобождению. Наоборот, он пребывал в глубокой печали, так как, не понимая, каким прегрешением чуть не навлек на себя беду, он не мог раскаяться.

Ученики хотели его успокоить, но он был безутешен. Тогда рабби Акива предположил: "Ребе, позвольте мне повторить вам то, чему когда-то вы учили меня. Возможно, когда-то вы получили удовольствие от объяснения, предложенного еретиком, и поэтому вас обвинили в ереси перед римлянами!"

"Ты прав, Акива, — отвечал рабби Элиэзер. — Теперь я припоминаю. Однажды, проходя по верхнему рынку в Ципори, я встретил еретика по имени Яаков из поселения Сахния, который спросил: "В вашей Торе сказано, что деньги, заработанные блудницей, нельзя использовать для покупки жертвенных животных. Но нельзя ли эти деньги потратить на сооружение туалета для первосвященника в той палате, где он проводит неделю перед Йом Кипуро^."

Я не знал ответа, и тогда тот человек сказал: "Я бы ответил так: деньги, пришедшие из нечистого места, могут быть потрачены на нечистое место, как сказано (Миха 1:7): "... она собрала их из даров блудницы, и в дары блудницы они превратятся опять". Тем, что мне понравились его пояснения, я нарушил стих (Мишлей 5:5): "Удались с ее (ереси) пути" (ибо контакт с отступником может оказать пагубное воздействие). Таким образом, я был наказан совершенно справедливо".

Рабби Хананья бен Традион был схвачен римскими властями за публичное обучение Торе. На суде он ответил: "Я исполнял завет Ашема, своего Б-га".

Римляне приговорили рабби Хананью и его жену к казни, а их дочь отправили в дом терпимости.

Почему Б-г так сурово покарал рабби Хананью? Он обычно произносил Имя Ашема так, как оно написано, а не так, как его надо читать. (Хотя ему было разрешено делать это во время приватных занятий, он произносил Имя также и на людях.) Его жена была казнена, потому что не предостерегла мужа. Почему была наказана его дочь?

Однажды ее увидел римский патриций и сказал: "Как изящна походка этой девушки". Услышав это, она, польщенная, пошла с еще большей грациозностью, тем самым нарушив дух законов скромности, предписывающих еврейской девушке или женщине не привлекать внимания чужих людей. Именно за этот грех (казалось бы, незначительный) она была наказана на Небесах в минуту Б-жественного гнева.

Когда римляне объявили свой жестокий приговор, то все члены этой семьи смиренно признали справедливость Б-га. Рабби Хананья сказал (Дварим 32:4): "Твердыня, Его дела совершенны, ибо все Его пути праведны". Его праведная жена, которую Б-г наказал только за то, что она не воспрепятствовала ошибке своего мужа, признала (там же): "Б-г верности, и нет в Нем несправедливости; праведен Он и честен". Дочь рабби Хананьи сказала (Ирмеяу 32:19): "(Б-г) велик в совете и могущественен в делах; Твои глаза открыты на все пути сынов человеческих (даже на путь, по которому идет человек), чтобы воздать каждому по его путям и по плодам его дел".

Как велики были эти три праведника, которые в момент наказания нашли подобающие стихи и признали с их помощью Б-жественную справедливость.

Приведенный пример, а также случай с захватом римлянами рабби Элиэзера, показывают, что Б-г строго взыскивает с праведников: за малейшим прегрешением с их стороны следует суровое наказание.

Глубинным замыслом Ашема было, чтобы вселенная управлялась только Его Атрибутом Суда. Но Он знал, что большинство людей не будут иметь достаточно заслуг, чтобы выдержать такое управление, и присоединил к Атрибуту Суда Атрибут Милосердия. С праведниками, однако, Он обращается в соответствии со Своим глубинным намерением (Шла).

Рабби Нехуния копал водоемы, чтобы у паломников, приходящих в Храм на праздник, было достаточно воды. Однажды его дочь упала в глубокий колодец. Тотчас же отправили посланцев к праведнику рабби Ханине бен Досе, чтобы сообщить о беде.

"Она еще жива!" — объявил тот.

Спустя час рабби Ханина сказал: "Она в безопасности!"

Через три часа (срок слишком долгий, чтобы выжить под водой) он объявил: "Она выбралась наверх!"

Действительно, девушка выбралась из колодца. На вопрос, кто поднял ее, она ответила: "Овен, ведомый старцем (Авраамом)".

Тогда у рабби Ханины бен Досы спросили: "Ты, наверное, пророк, если сумел предсказать такое?"

"Я не пророк и не сын пророка, — отвечал он, — но я подумал: Б-г не позволит, чтобы потомок праведника погиб в колодце, который он с трудом выкопал ради блага евреев".

Тем не менее сын рабби Нехунии позднее умер от жажды (несмотря на заслуги отца), ибо Б-г сурово судит праведников даже за их ничтожные прегрешения в этом мире, чтобы наградить сполна в Мире Грядущем.

Если бы люди умирали без страданий, Атрибут Суда царил бы над ними в день суда. Но страдания в этом мире искупают грехи людей.

Величайшим искуплением является смерть.

Поэтому стих "И Б-г увидел все, что Он сотворил, и вот! — это очень хорошо" (Берешит 1:31) наши мудрецы толковали так: даже смерть — это очень хорошо (то есть, даже величайшие праведники совершают прегрешения, но смерть искупает их).

Рабби Аба спросил рабби Шимона: "Почему, когда главенствует Атрибут Суда, наказание падает только на праведников, хотя в мире много порочных людей? Может быть, это потому, что они не сумели наставить на верный путь свое поколение? Или их заслуги не могут защитить его?"

Рабби Шимон отвечал: "Страдания праведников приводят к искуплению всего мира, ибо искупают грехи поколения. Примером нам служит больное тело. Для облегчения боли следует пустить кровь из одного органа. Кровь вытекает, скажем, из руки, а выздоравливает все тело.

То же происходит и с еврейским народом: если Б-г желает исцелить все "тело", Он "выпускает кровь" из праведников".

Рабби Аба спросил: "Но почему одни праведники страдают, а другие живут спокойно?"

"Бывает, что болезнь лишь затронула тело, тогда достаточно легкого кровопускания. Но если тело сильно поражено болезнью, кровь приходится выпускать из обеих рук. Поэтому, если в мире относительно мало прегрешений, Ашем щадит большинство праведников, но если поколение ошибается сверх меры, Б-г поражает всех праведников, чтобы излечить обширный недуг".

Чтобы со смирением принимать страдания, мы должны осознать, что — в соответствии с мировоззрением Торы — самое великое наслаждение в этом мире — ничто по сравнению с благословением в Грядущем Мире. Более того, то, что здесь считается неудачей, может оказаться благом, если рассматривать его с абсолютной позиции Грядущего Мира. И наоборот: то, что кажется удачей в этом мире, может стать препятствием для духовного развития человека.

Поэтому еврею не следует расценивать свое материальное благополучие как абсолютное благо. Любые невзгоды он должен принимать с верой, что "все, что делает Ашем, — к добру". Так же как не абсолютны богатство и успех, так и несчастья только относительны. Без сомнения, Ашем посылает их ради нашей пользы, "ибо все Его пути справедливы".

'.: Такое отношение к жизни можно почерпнуть только из Торы, которая учит нас вырабатывать в себе безоговорочную веру в справедливость и доброту Ашема.

Кроме того, мы должны осознать, что наше понимание путей Б-га в высшей степени ограничено. Об этом говорит такая история:

Рабби Йеошуа бен Леви многие дни постился и молился, чтобы удостоиться откровения пророка Элияу.

Наконец тот предстал перед ним и спросил: "Чего ты хочешь?"

"Я хочу сопровождать тебя в странствиях, дабы твои дела научили меня мудрости", — отвечал рабби Йеошуа.

"Ты не сможешь постичь их смысл, — предупредил его Элияу, — и будешь беспокоить меня вопросами".

"Я буду молчать, — пообещал рабби Йеошуа бен Леви. — Только позволь следовать за тобой".

Элияу согласился, но при условии, что рабби Йеошуа вернется домой лишь только задаст хотя бы один вопрос о совершаемых чудесах.

Они отправились в путь и остановились на ночлег в бедной хижине, хозяева которой приветливо встретили странников.

Утром Элияу молил Б-га, чтобы корова бедняка пала. И животное вскоре погибло.

Рабби Йеошуа был потрясен. Такова была награда несчастным за их искреннее гостеприимство!

"Зачем ты принес им горе?" — спросил он пророка.

"Ты помнишь о своем обещании? — отвечал тот. — Если хочешь возвратиться домой, я дам тебе ответ". Рабби Йеошуа замолчал, и они продолжили путь.

Следующую ночь они провели в доме богатого человека, отнесшегося к ним крайне негостеприимно.

Перед тем как уйти, Элияу молился о том, чтобы практически обвалившаяся стена его дома была восстановлена, что и произошло тотчас же.

Явная несправедливость возмутила рабби Йеошуа, но он взял себя в руки и ни о чем не спросил.

В следующий раз они ночевали в синагоге преуспевающей общины, наиболее влиятельные члены которой установили для себя в синагоге скамейки из серебра. Когда один из них спросил: "Кто сегодня вечером снабдит бедных?", другой с насмешкой ответил: "Пускай довольствуются хлебом и водой!"

Тем не менее, покидая утром это место, Элияу благословил богатых членов синагоги: "Пусть все вы станете лидерами!"

Сердце рабби Йеошуа горело от негодования, но он молча следовал за Элияу. На следующий вечер их сердечно и уважительно принимали в другой общине, но утром Элияу благословил их так: "Пусть Б-г поставит над вами только одного лидера".

Рабби Йеошуа больше не мог сдерживать себя и попросил объяснить, чем вызваны удивительные события, свидетелем которых он стал.

И Элияу поведал ему: "Я знал, что по решению Небес в этот день должна умереть жена бедняка, и умолил Ашема принять корову в качестве выкупа за ее жизнь. Если бы я не молился о восстановлении стены в доме скупого богача, то, укрепляя ее, он нашел бы клад. Я молился, чтобы бессердечные богачи стали лидерами, ибо за этим неизбежно последуют раскол и борьба, что ускорит распад общины. Когда же я просил Б-га, чтобы евреи в другой общине имели только одного лидера, то делал это ради их же блага. Все единодушно будут следовать за своим вождем, и в результате община будет процветать. Ведь не зря говорят: "На корабле должен быть только один капитан, иначе судно пойдет ко дну".

"Теперь ты должен оставить меня, — сказал Элияу, — но запомни: если увидишь преуспевающего грешника, не позволяй своему побуждению ко злу недоумевать, потому что это принесет только вред. Если увидишь праведника в беде и нужде, усмири гнев. Не позволяй побуждению ко злу усомниться в справедливости Создателя. Пусть в твоем сердце и уме прочно укоренится мысль о том, что Он — праведен, Его суд — праведен, что Он надзирает над всеми людскими делами и что ни одно человеческое существо не смеет упрекнуть Его, сказав: "Что Ты делаешь?!".

Хофец Хаим использовал различные притчи, чтобы прояснить этот же аспект:

Гость одной общины недоумевал, почему уважаемые члены синагоги занимают самые плохие места. Когда он спросил об этом шамаша (служителя синагоги), тот объяснил ему: "Ваше недоумение объясняется тем, что вы провели здесь только один Шабат. У нас принято в течение года меняться местами, и это справедливо по отношению ко всем".

В другой притче рассказывается о человеке, который, прочитав одну строчку из книги, пытался разгадать сюжет. Человек даже за семьдесят лет жизни на земле со своим ограниченным интеллектом прочитывает лишь "одну строчку в Книге" и поэтому не может постичь ее содержание. Б-жественное управление этим миром базируется на широчайшей исторической перспективе прошлого и будущего. Как же тогда мы смеем надеяться найти ответы на все вопросы? Мы должны уповать на заверение Торы: "Твердыня, Его дела совершенны, ибо все Его пути праведны. Он есть Б-г веры, и нет несправедливости. Праведен Он и справедлив" (Дварим 32:4).

В стихе "Твердыня, Его дела совершенны" Моше также намекал на относящиеся к нему лично события. В день своей кончины он публично признал справедливость Б-же-ственного приговора.

Тем самым он подтвердил, что Б-г будет верен Своему обещанию наградить праведников в Грядущем Мире. Поэтому Моше описал Б-га как "Твердыню" (Скалу), имея в виду свой грех, когда он ударил посохом по скале у вод Меривы, за что сейчас получал наказание.

Подобно величайшим пророкам, признающим справедливость Б-га в день своей кончины, мы поступаем так же, когда, узнав о чьей-то смерти, произносим благословение: "Благословен Ты, Ашем, наш Б-г, Царь вселенной, праведный Судья".

Моше поясняет евреям, что каждый грех совершается волей человека; нельзя винить в этом Б-га

Моше объяснил евреям: "Если погрязнете в грехе, то вина за это ляжет на вас самих. Вы, возлюбленные дети Ашема, тем самым превратитесь в извращенное и порочное поколение.

Более того, совершая грехи, вы развращаете себя. Вы сами наносите себе вред, а не Ашем".

Моше имел в виду упрекнуть все будущие поколения и, особенно, свое собственное за грех золотого тельца.

Моше объяснял: "Соорудив золотого тельца, вы нанесли вред себе, но не Б-гу. Перед этим Он называл вас "Мои сыны", но после совершения вами греха Он сказал мне: "Твой народ испортился". Вы вели себя не так, как подобает вести детям по отношению к отцу, когда объявили: "Вот ваши боги, Израиль".

От своего начала и вплоть до стиха 5, где Моше упрекал народ за грех золотого тельца, песнь содержит сорок слов. Это намек на то, что через сорок дней после Дарования Торы евреи соорудили тельца, и тогда Б-г сказал Моше: "Твой народ испортился".

Моше продолжал упрекать народ: "Вы думаете, что, греша, отплачиваете злом Ашему? Вы наносите вред сами себе, ибо отделяетесь от Небесного Отца.

Вы — недостойный народ! Когда вы пересекали Ям Суф, Б-г рассек его на двенадцать частей, чтобы прошли все колена. Затем Он отдал вам золото и серебро утонувших египтян. Он защищал вас от врагов, змей и скорпионов все сорок лет в пустыне. Но даже пересекая Ям Суф, вы укрыли в своей среде идола: один из вас, Миха, носил его с собой во время скитаний по пустыне.

Даже самые великие среди вас согрешили после пересечения Ям Суф: они не занимались надлежащим образом изучением Торы в местечке Рефидим. Поэтому вас нельзя назвать мудрым народом!

Разве Б-г не обращается с вами как отец, когда вы подчиняетесь Ему? Даже когда не слушаете Его, Он все равно остается вашим Господином, освободившим вас из Египта. Поэтому вы связаны обязательством служить Ему. Б-г избрал вас среди народов мира и сформировал как нацию с собственными кознами, пророками и царями".

Вторая часть песни, стихи 7-14

Перечисление благодеяний Б-га в отношении еврейского народа

"Припомните старые времена, поразмышляйте о них и поймете, что даже в те дни Б-г готовил еврейский народ к его миссии.

Если вы не можете осознать этого, спросите у знатоков Торы и у старейшин Санхедрина, и они скажут вам:

"После Потопа, когда человечество восстало против Ашема, Он мог уничтожить его, как поступил с предыдущим поколением. Но вместо этого Он рассеял их, спасая ради еврейского народа, прародителем которого должен был стать Шем.

Он разделил это поколение на семьдесят народов соответственно числу членов семьи Яакова, сошедших в Египет. (Это свидетельство любви Ашема к евреям: они Ему так же дороги, как все эти семьдесят народов.)

Задолго до появления еврейского народа Б-г предназначил ему в наследие землю Кенаан (Ханаан), временно отдав ее Кенаану и его одиннадцати сыновьям, которым затем предстояло передать ее потомкам Двенадцати Колен.

Ашем отдал Землю Кенаану, а не другому народу, ибо проклятые Ноахом члены этой семьи должны были стать рабами Шема и Ефета. Таким образом, хананеи не могли оспаривать право евреев на Землю, так как все, принадлежащее рабу, принадлежит его хозяину.

Таким образом, Б-г подготовил ход истории ради Яако-ва, избранного среди праотцев.

Яаков был подобен третьей нити в веревке. Если перевить ее с двумя другими, веревка станет прочной и никогда не разорвется. Так, когда заслуги Яакова объединились с заслугами его праотцев, Авраама и Ицхака, был создан непоколебимый фундамент еврейского народа.

Б-г избрал еврейский народ в качестве Своего удела".

Хотя здесь Моше упомянул только избрание Б-гом евреев, их взаимоотношения являются обоюдными, ибо они также избрали Его в качестве своей доли.

Это напоминает ситуацию, когда царь овладевает страной, лишенной правителя.

Некоторые новые подданные просят поставить над ними наместника из царской свиты. Но самый мудрый человек говорит: "Пусть сам царь правит нашей страной! Всякое другое правление будет незначимым, только его власть превосходна!"

Когда Ашем спустился на Синай со Своим небесным воинством, некоторые народы избрали для поклонения ангела Михаэля, другие — Гавриэля. И только еврейский народ избрал Всемогущего. Евреи объявили: "Мой удел — это Ашем, сказала моя душа, поэтому я буду надеяться на Него" (Эйха 3:24).

Моше продолжал перечислять благодеяния, которыми Б-г одарил еврейский народ: "Он снабжал их всем необходимым в пустыне. Он дал им воду из колодца Мирьям, заставил ман падать с небес и сделал так, чтобы одежда евреев никогда не изнашивалась.

В пустынном, забытом месте, где бродят вредоносные существа, Он защищал евреев с помощью Облаков Славы, учил их Торе и берег их как зеницу ока.

Он заботился о них, как орел, царь птиц, заботится о своих птенцах.

Орел никогда не опускается на свое гнездо внезапно, чтобы не испугать птенцов. Он вначале кружит над ним и шумом крыльев предупреждает молодняк о своем появлении.

Вот так и Ашем не сразу освободил евреев из Египта, чтобы не испугать их ужасным зрелищем происходящих событий. Вначале Он отправил Моше объявить о предстоящем освобождении и только затем наслал на Египет казни.

Орел не падает камнем в гнездо, чтобы не повредить своих птенцов, а парит, едва касаясь его.

Так и Б-г, вручая Тору на Синае, не сконцентрировал Свое откровение в одном месте, а распределил его во всех направлениях, чтобы евреи могли перенести его.

Кроме того, орел не переносит птенцов в своих когтях, подобно другим птицам, а помещает их на крыльях. Вот и Б-г нес евреев как орел на крыльях, защищая от вражеских ударов во время Исхода из Египта.

Ашем вел их по пустыне, охраняя, чтобы никакое чужое божество не могло вмешаться".

Все стихи, рассказывающие о доброте Б-га в отношении еврейского народа, написаны в единственном числе: "Б-г снабжал его в пустыне; Он охранял его; Он распростер Свои крылья над ним". Это значит, что Б-г обращался так с каждым отдельным евреем.

Далее Тора использует будущее время ("Он будет снабжать его; Он будет охранять его"), чтобы показать, что в будущем Б-г совершит чудеса, подобные чудесам после Исхода.

Моше пророчествовал о благодеяниях Б-га относительно Эрец Исраэль: "Он позволит им пребывать в покое в городах Эрец Исраэль. Он снабдит их восхитительными продуктами Земли (вкус их изысканнее, чем вкус плодов любой другой земли) и даст им мед — его будут источать плоды, растущие на скалах, и даст им масло из олив, произрастающих в горах. (Плоды растений, созревшие на каменистых горных склонах, имеют более сладкий вкус, так как им достается больше солнечных лучей.)

Коровьим маслом и молоком овец, жиром тучных ягнят, барашков башанской породы (необычайно жирных) и козлов будет кормить их Б-г".

Эти предсказания сбылись во времена правления Шло-мо и следующих за ним царей.

Моше продолжал: "Я пророчески предвижу, что если евреи верой будут соблюдать заповеди Торы, то зерна пшеницы станут размером с почку быка, а красное вино, выдавленное из одной единственной грозди, наполнит целый кубок".

И в самом деле, во времена правления царицы Шлом-цион (ее брат Шимон бен Шетах был тогда духовным лидером Общины Израиля) зерна пшеницы достигали размеров почек. Мудрецы хранили их, чтобы показать будущим поколениям: так Ашем благословляет народ за соблюдение Торы.

Третья часть песни, стихи 15-18

Моше предсказывает, что евреи согрешат и восстанут против Ашема

Моше предсказывал: "И Иешурун разжирел и стал брыкаться. Они разбогатели и процветали, благодаря доброте Б-га, но покинули служение своему Создателю и разгневали Твердыню, Которая освободила их".

Иешурун — это хвалебное имя еврейского народа. Ибн Эзра считает, что оно означает "прямые" (от яшар — "прямой"); согласно рабейну Бехае, это "те, кто видел Откровение на Синае" (шур означает "видеть").

Фермер кормил своего теленка полноценной пищей, чтобы он набрался сил и смог тянуть плуг. Однажды, когда фермер вошел в стойло, бычок сильно лягнул своего хозяина. Крестьянин воскликнул: "Почему я получил такой крепкий удар? Потому что кормил тебя хорошей пищей!"

Тиферет Цион (Бемидбар 15:13) замечает: "Чем выше материальное благополучие человека, тем значительнее грозящая ему духовная опасность. Поэтому Шломо, самый мудрый человек на земле, учил нас молиться: "Не давай мне богатства, дабы я не отрекся от Б-га". Богатство отдаляет человека от Б-га, так как тот:

а) начинает думать, что "может легко обойтись без Ашема";

б) вовлекается в погоню за открывающимися перед ним материальными удовольствиями, доступными ему, которые забирают силы и время, необходимые для духовных поисков.

Наше поколение, благословенное материальным до-1 статком, должно хорошо призадуматься над этим стихом Торы.

Дня описания процветания евреев Моше использовал три выражения — "Вы разжирели; вы стали неуклюжи; вы покрылись жиром", — намекая на то, что три поколения сильно разгневают Ашема:

1. Поколение царя Йеравама (ибо он инициировал идолопоклонство, когда установил в своем царстве изображение двух тельцов).

2. Поколение царя Ахава (самые малые его грехи равнялись самым тяжелым грехам Йеравама).

3. Поколение царя Йеу (он искоренил поклонение Баалу, но поклонение другим идолам продолжалось. На это указывает слово касита — "ты скрывал свои порочные поступки".)

Моше также предсказал, что Ашема разгневают три поколения, предшествующие эпохе Машиаха.

Наши мудрецы описывают отличительные черты этих поколений. Восторжествует безнравственность. Упреки перестанут оказывать какое-либо воздействие. Молодые будут срамить старших, а пожилые должны будут вставать перед юнцами. Дочь восстанет против своей матери, а невестка против свекрови. Сын не устыдится упреков отца. Простой народ будет презирать Б-гобоязненность, а истиной будут пренебрегать.

Эти черты характерны для наших дней. Еврей, сохраняющий верность идеалам Торы в таких условиях, получит двойную награду. Он не может надеяться на уважение со стороны общества, поэтому его служение Ашему есть в чистом^виде служение "во имя Небес" (Хофец Хаим).

Моше предсказывал: "Они возбудят Его гнев тем, что будут поклоняться идолам и совершать другие мерзости, такие как колдовство и гомосексуализм.

Они будут приносить жертвы ничего не стоящим демонам, богам, которых не знают даже неевреи, недавно сотворенным богам, которых не боялись ваши отцы".

Эти слова намекают на то, что страсть евреев к идолопоклонству была так велика, что они даже производили новых идолов. В Иерусалиме и Шомроне существовали мастерские по изготовлению идолов, которых затем переправляли в земли нееврейских народов.

"Вы забыли Твердыню, Которая создала вас и привела в мир, ибо поклоняетесь ничего не стоящим богам.

Совершая прегрешения против Него, вы, как будто, уменьшаете Его силу даровать вам блага".

Четвертая часть песни, стихи 19-25

Наказание

"Их порочные дела были открыты Ему, и велик был гнев, который разожгли в нем Его сыны и дочери".

На дочерей указано здесь особо, ибо перед разрушением Первого Храма многие женщины склоняли своих мужей к поклонению идолам.

Пророк Ирмеяу убеждал евреев, мужчин и женщин, бежавших в Египет после смерти Гедалии бен Ахикама (последнего еврейского правителя, поставленного вавилонянами после разрушения Первого Храма), не служить там идолам.

Он угрожал Именем Б-га: "Если вы и далее будете поклоняться идолам, как обычно делали в Йеуде, то будете уничтожены мечом и голодом".

Тогда мужчины, знавшие, что их жены воскуряют фимиам во славу других богов, а также стоящее рядом большое собрание женщин с вызовом ответили в голос: "Мы не послушаемся тебя, а будем продолжать курить фимиам "королеве небес" (Венере), изливать ей наши жертвования, как делали в Йеуде наши отцы и цари. Пока мы приносили ей жертвы, нас не касалась беда, а когда прекратили делать это, нас поразили голод и меч!"

"И Он сказал: "Я удалю от них Мою Шехину и покажу им их конец: какими бесполезными окажутся их идолы!

Ибо они являются испорченным поколением, они изменили слова Живого Б-га и обратили Мою добрую волю в гнев.

Они — дети, которым нельзя верить. Стоя у Синая, они обещали: "Мы сделаем и мы будем слушать", а спустя сорок дней соорудили золотого тельца. Они построили Храм, и Я не собирался изгонять их из Земли. Но они оказались неверными, поэтому Я тоже изменил Свое решение и изгнал их.

Они разожгли Мой гнев своими идолами, не являющимися богами, они спровоцировали Меня своими пустышками. Я ниспошлю на них Свой гнев мида-кенегед-мида, приведя против них народы, не являющиеся людьми, — они низки и презренны, словно животные".

Мужчина женился на красивой женщине, а затем взял себе вторую, ужасно уродливую жену. Первая жена сказала ему в гневе: "Если бы ты женился на другой красавице, мне не было бы так обидно. Но я зла на то, что ты приравнял меня к уродине!"

Вот и Ашем как бы объявляет: "Они разгневали Меня вдвойне, ибо поклоняются божествам, которые таковыми не являются!"

"Огонь возгорится в минуты Моего гнева. Я уничтожу Эрец Исраэль и ее урожай; и воспламеню Иерусалим, город, окруженный горами.

Затем Я сурово накажу жителей Земли. Я поражу их Своими стрелами".

Этот стих содержит утешение: "Я истрачу все Свои стрелы, но нация не будет уничтожена".

Какие "стрелы" выпустит Всемогущий? Девяносто восемь проклятий, перечисленных в разделе Ки таво.

Численное значение слов ахалэ бам (Я положу им конец — 32:23) равно 98 (Рокеах).

"Они распухнут от голода, будут отданы во власть шей-дим (демонов), которые нанесут им телесные повреждения, будут покусаны домашними животными, вдруг ставшими дикими и опасными, а также ядовитыми змеями.

Когда они выйдут в поля, их поразит вражеский меч, а в городах они будут страдать от опасности умереть от чумы или от голода. Под угрозой будут все — молодые люди и девушки, грудные младенцы и старики.

На улицах их настигнет наказание за грехи, совершенные на улицах, как сказано (Ирмеяу 11:13): "По числу улиц в Иерусалиме установили вы алтари позорным идолам"; а в домах последует наказание за грехи, совершенные там, как сказано: "Видели вы, что старейшины Дома Израиля делают в темноте, каждый в своей мраморной палате?" (Ехезкель 8:12). (Они втайне курили фимиам идолам, опасаясь общественного мнения, но не Б-га.)

Пятая часть песни, стихи 26-35

Наказание, которое Б-г замыслил навлечь на еврейский народ, и почему Он изменил Свое решение

Ашем объявляет: "В соответствии с Атрибутом Суда, Мне следовало предать евреев вечному изгнанию, чтобы они совершенно исчезли среди других народов.

Я не сделал этого, чтобы враг не возгордился: "Наша собственная сила наказала противника — это не было постановлением Ашема". Неевреи припишут гибель еврейского народа силе своих богов, и, тем самым, будет осквернено Великое Имя Б-га.

Если вникнуть в глубинный смысл этих слов, то станет очевидно, что Ашем не допускает уничтожения еврейского народа, так как тогда вселенная потеряет обоснование своему существованию.

Б-г создал человека, чтобы он признал и возблагодарил своего Создателя, а Творец, в Свою очередь, предоставил человеку свободу выбора совершать добро или зло. В то время как человечество поколение за поколением развращало себя, только евреи сохраняли верность Б-гу, доказывая всем другим народам, что Он является Высшей Силой, Источником всех сил. Они свидетельствуют о Его великих деяниях в ходе истории. Если еврейский народ исчезнет, другие народы забудут великие чудеса Б-га и припишут все наблюдаемые явления природным силам.

Таким образом, существование народа, близкого к Ашему и признающего истинность Его существования, является абсолютным условием продолжающегося бытия вселенной.

Ибо народы мира сбиты с толку и нет в них понимания, иначе они осознали бы причину страшного наказания еврейского народа.

Они тогда рассуждали бы так: "Раз один из нас может преследовать тысячу евреев, а двое из нас — десять тысяч, значит их Твердыня предала их, и их Б-г предал их в наши руки?!" (Пока евреи изучали и соблюдали Тору, все было наоборот: малое число евреев наносило поражение огромным вражеским силам.)

Это произошло во время сражения в Йеуде. Римлянин преследовал еврея и хотел заколоть его. Но за секунду до того как копье пронзило тело жертвы, ядовитая змея укусила еврея в ногу. Умирающий сказал римлянину: "Передай своему военачальнику: пусть он не думает, что победил нас из-за того, что его армия сильнее нашей. Вы не могли бы покорить нас, если бы Ашем не предал нас в ваши руки!"

Врагам следовало бы понять, что именно Б-г отдал евреев в их руки, ибо в прошлом их боги никогда не могли победить Ашема. Поражение евреев стало возможным только по велению Б-га.

Евреи заслуживают наказания, ибо их дурные поступки подобны тем, что совершались в порочных городах Сдом и Амора.

"Их вино — это вино Сдома, и с насаждений Аморы — горький виноград" (32:32).

Еврейский народ сравнивается с вином. Виноградная лоза — низкорослый кустарник, но его ветки могут взбираться ввысь. Так и евреи занимают в этом мире низкое положение, но будут возвышены в Грядущем Мире. Как величие виноградной лозы становится очевидным только после того, как из ее плодов сделано вино, так и величие еврейского народа будет оценено только в будущем.

Когда евреи соблюдают Тору, они производят "сладкий виноград", а в этом месте Моше предрекает, что их виноград будет "горьким". Поэтому Б-г допустит, чтобы они испили "горькую чашу наказания". Их накажут жестокие враги, чьи приговоры будут так же ужасны, как укусы ядовитых змей.

Всемогущий объявляет: "Будущие деяния еврейского народа открыты Мне. Наступит день суда за их злодеяния. Уже известно, каким будет наказание: они будут изгнаны из Земли. Когда Я захочу, чтобы произошло их падение, в Моем распоряжении будет много сил, готовых исполнить Мою волю!"

Этими словами Моше завершил ту часть Песни, где содержался упрек сынам Израиля и пророчество об их наказании. В ней содержится предупреждение, чтобы в наказании они видели руку Б-га, так как оно было предречено в Торе.

Шестая и последняя часть песни, стихи 36-43

Утешение для еврейского народа и Б-жественное обещание, что их угнетателей постигнет справедливый суд

Моше предсказал, что изгнание закончится, когда оно искупит грехи еврейского народа, и тогда Б-г накажет другие народы за преследования евреев.

"После того как Ашем подвергнет евреев всем этим страданиям, когда праведники среди них будут растоптаны и покинуты, Ашем сжалится над ними.

Он укорит Свой народ: "Где же боги, которым вы служили; "твердыня", которой вы доверились? Пусть идолы, которым вы приносили жертвы, встанут, чтобы помочь и защитить вас!

Освобождение, которое Я вам несу, покажет вам, что Я был, Я есть, Я буду и, кроме Меня, нет бога. Своим Словом Я убиваю в этом мире и воскрешу мертвых в будущем. Я наказал еврейский народ, и Я же исцелю его в конце дней. Никто не спасет воинство Гога из Моих рук, когда оно выйдет на войну".

Стих: "Я убиваю и воскрешаю" (32:39) — это ясное обещание Письменной Торы, что Б-г воскресит мертвых.

Кути (самаретянин) спросил рабби Меира: "Оживут ли мертвые?"

"Обязательно", — убедительно ответил тот.

Кути продолжал: "Они воскреснут нагими или одетыми?"

"Одетыми", — уверенно ответил рабби Меир.

"Откуда вы знаете?" — спросил кути.

"Я докажу это не из стихов Торы или из Мишны, — сказал рабби Меир, — но из опыта. Как вы сеете пшеницу: с ядрышками или без?"

"У семян нет ядрышек", — ответил кути.

"А как снимаете урожай, с ними или без них?" — спросил рабби.

"С ядрышками", — отвечал Кути.

"Вот видите, — воскликнул рабби Меир, — если это справедливо по отношению к пшенице (Б-г обертывает ее в защитный слой ради человека, чтобы его пища была чистой), то уж, без сомнения, это истинно и в отношении самого человека. (Б-г сделает так, что он воскреснет в достойном виде, то есть одетым.) Человек воскреснет в саване, в котором его похоронили".

"Мне непонятно еще одно, — настаивал кути. — Воскресшим потребуется пища. Как может хватить пищи на всех праведников со времен Адама?"

"Бывал ли ты в поселении Хамат Гадер (курорт, известный своими горячими источниками)?"

"Конечно", — ответил кути.

"Это было в разгар сезона, когда множество людей устремляется туда, чтобы искупаться в горячих источниках?"

"Да, именно тогда", — сказал кути.

"Так как же хватило еды для тысяч приехавших в такое небольшое местечко?" — спросил рабби Меир.

"Предвидя большой наплыв гостей, туда съехались множество торговцев со всех сторон," — пояснил кути.

"Точно так же Ашем подготовит должное снабжение человечества после воскрешения мертвых, — сказал рабби Меир, — Он заставит землю плодоносить в изобилии и в соответствии с нуждами людей".

"Если это так, как вы говорите: мертвые воскреснут, их вдоволь накормят и хорошо оденут, тогда почему вы плачете, когда человек умирает?" — настаивал кути.

"Пусть на тебя падет проклятие (за твое неверие), — воскликнул рабби Меир. — Если человек теряет драгоценный камень, разве он не сокрушается? Хотя мертвые действительно воскреснут, но в данный момент — это утрата для живых".

Наши мудрецы поясняют, что хотя после смерти человеческое тело подвергается разложению, душа его продолжает существовать в вечном мире жизни. Души праведников и праведниц испытывают несравненное счастье и блаженство. Чем выше их духовные достижения в этом мире, тем сильнее блаженство после смерти. Мир, в который души входят после смерти, называют Ган Эден.

Рамбам называет его олам аба — Грядущий Мир. Каковы минимальные требования для достижения доли в вечной жизни?

Согласно Рамбаму, — это совершенное исполнение одной заповеди хотя бы раз в жизни. Ашем дал нам множество заповедей, дабы увеличить вероятность обретения доли в Грядущем Мире.

Гемара (Санхедрин 1106) обсуждает, начиная с какого возраста, ребенок может получить долю в олам аба. По мнению рабби Акивы, даже тот, кто умер в младенчестве, имеет на это право.

Человеческое существование мы можем разделить на пять периодов:

1. Жизнь в этом мире.

2. Ган Эден, где души праведников пребывают до воскрешения.

3. Эра Машиаха.

4. Воскрешение мертвых, когда Б-г возвращает мертвых к жизни с помощью того, что Мудрецы называли "росой воскрешения".

Этому периоду предшествует Великий День Суда, о котором пророчествовал Даниэль (12:2): "И многие (подразумевая праведных) из тех, кто спит в земном прахе, проснутся; одни (праведники) — к вечной жизни, другие — к позору и вечному презрению (наказанию)".

5. Олам аба (Грядущий Мир).

Моше продолжал пророчества Именем Ашема: "Ибо Я поднимаю Мою руку к Небесам и клянусь, и это справедливо, как и то, что Я буду существовать вечно, что Я сделаю острым Свой меч, буду судить со всей суровостью и накажу моих противников, причинивших страдания евреям, и Я отплачу за угнетение еврейского народа тем,-кто ненавидит Меня".

Ашем сказал: "Я вечен, поэтому у Меня хватит времени, чтобы отомстить".

Человек, ссудивший деньги, спешит взыскать долг, опасаясь, что либо он сам, либо его заемщик может умереть, и долг останется невозвращенным. Но Ашем, Который вечен, может собрать Свои долги, когда пожелает. Если Он не наказывает злодея, пока тот жив, Он покарает его после смерти. Если Он не собирает то, что причитается Ему в этом мире, Он возьмет Свое в Грядущем Мире.

Почему Б-г не наказывает угнетателей еврейского народа сразу, а во многих случаях ждет конца дней?

Виленский Гаон поясняет, что страдания в Грядущем Мире намного мучительней, чем в этом мире. Б-г хочет наказать некоторых грешников в полной мере, поэтому Он ждет Конца Дней.

"Я напою Мои стрелы кровью врагов, и Мой меч растерзает их плоть мида-кенегед-мида за пролитую еврейскую кровь и за порабощение евреев. Я покараю их за их собственные преступления и даже за преступления их предков.

Когда Б-г отомстит за кровь Своих рабов, еврейского народа, народы мира начнут воспевать сынов Израиля: "Посмотрите на этот народ, прилепившийся к Б-гу во времена тягот изгнания и не оставивший Его! Они всегда верили в доброту Б-га и Его величие! В конечном итоге, Он отомстил за все причиненное им зло".

Б-г отомстит не только за убийства, но также и за воровство и жестокость по отношению к Его народу. Он успокоит и утешит их в страданиях, и, тем самым, будет успокоена Земля".

Сказанное выше — это недвусмысленное обещание будущего Освобождения, так как во времена посройки Второго Храма неевреи не восхваляли евреев, а, скорее, глумились над ними. Тогда Б-г не только не отомстил за пролитую еврейскую кровь, но и не утешил Свой народ.

Первая часть песни, в которой шла речь о прегрешении, рассеянии и наказании сынов Израиля, осуществилась, как то предсказала Тора. Теперь мы ожидаем предстоящего Освобождения, когда Б-г исполнит последние обещания.

Как возвышенна песнь Аазину\ В ней говорится о настоящем, прошлом и будущем; в ней сказано об этом и Грядущем мирах. Стих "И Он утешит Свою Землю и Свой народ" (32:43) также означает: Эрец Исраэль искупает грехи тех, кто в ней похоронен, как жертвенник искупает грехи". Великая святость Эрец Исраэль может искупить грехи похороненных в ней людей.

Моше и Йеошуа учат сынов Израиля песне Аазину. Моше поясняет сынам Израиля, что все в Торе имеет значение

Моше вместе с Йеошуа обучали народ песне Аазину. Йеошуа делал это в Шабат, последний день жизни Моше, в присутствии своего учителя, чтобы народ не мог позже заявить: "Пока был жив твой учитель, ты не осмеливался говорить!"

Хотя Йеошуа был официально назначен преемником Моше, он не возгордился. Он остался таким же смиренным и праведным, как и до возвеличения. Чтобы подчеркнуть это, Тора называет его первоначальным именем Ошеа (32:44).

Моше пояснял евреям: "Чтобы понять Тору, вы должны максимально использовать ваш интеллект, глаза и уши.

В Торе каждая деталь имеет смысл. Если вам не удается уловить смысл, значит, вы недостаточно потрудились. Кроме того, изучение Торы никогда не остается без вознаграждения, ибо гарантирует вам долгую жизнь в Земле, куда вас ведет Б-г (и вы не будете изгнаны).

В Торе все имеет глубокий смысл — стихи, слова, буквы, даже точки или значки над буквами.

Даже такие стихи как: "Дочерью Лотана была Тимна" и "А Тимна была наложницей сына Эсава Элифаза" (Берешит 36:12, 22) имеют глубокий смысл. Тимна происходила из знатной семьи потомков Сеира. Она хотела присоединиться к семье Авраама и просила его, Ицхака и Яакова принять ее как гейорет, но они отказали ей в этом. Тогда она решила стать наложницей Элифаза сына Эсава и родила Амалека, ставшего самым страшным врагом евреев. Нашим праотцам не следовало отвергать ее (хотя, без сомнения, у них были на то основания).

Ашем приказывает Моше взойти на гору Нево, чтобы оттуда обозреть Ханаан

В день смерти Моше Ашем приказал ему: "Поднимись на гору Нево. Оттуда ты увидишь Эрец Исраэль. Ибо ты умрешь на этой горе и твоя душа присоединится к своему народу. Ты умрешь, подобно твоему брату Аарону, в результате "Б-жественного поцелуя", как ты и пожелал".

Моше взмолился снова: "Властелин Вселенной, не дай мне стать похожим на человека, который подготовил свадебный праздник для своего единственного сына лишь для того, чтобы быть призванным ко двору царя и там узнать о своей немедленной казни. Я поднял этот народ, я вывел его из Египта, я учил их Твоей Торе, я построил для них Мишкан ради Тебя, а теперь, когда мы собираемся пересечь Иордан и овладеть Землей, мне говорят, что я должен умереть! О, дозволь мне пересечь Иордан, а затем я умру по своей воле."

Отвечал ему Всемогущий: "Из-за тебя евреи восстали против Меня, Мое Имя было осквернено, когда ты ударил по скале у вод Меривы. (Грех хилуль Ашем, осквернения Имени Б-га, с превеликим трудом поддается искуплению.)

С горы Нево ты увидишь Землю внизу и узришь Небесную Землю вверху. Но войти туда не сможешь. И даже твои кости нельзя будет перенести туда, ибо в эпоху Ма-шиаха ты встанешь, чтобы привести Поколение Пустыни в Эрец Исраэль".

Хотя Моше только сейчас узнал от Ашема, что не может войти в Эрец Исраэль из-за своего проступка у вод Меривы, проступка, спровоцированного настойчивыми просьбами сынов Израиля добыть воду из скалы иным способом, нежели указал Ашем, Моше не сердился на евреев, ибо был человеком Б-га и ему не было свойственно негодование. Вместо этого он решил даровать Коленам свое прощальное благословение, так как знал, что его смерть близка.





Hosted by uCoz