| |
С Б-жьей помощью
«ПАМЯТЬ О ДЕЛЕ ТВОРЕНИЯ»
Обоснование для самого института субботы дается уже в Десяти заповедях: «Ибо
шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в
день седьмой – потому благословил Г-сподь день седьмой и освятил его». И
обоснование это, опираясь на рассказ самой Торы о сотворении мира, подчеркивает
роль субботы в свидетельстве о сотворении мира Вс-вышним. Следовательно, суббота
– это «память о деле Творения» и краеугольный камень монотеизма.
Прекращая работу перед субботой, мы тем самым демонстрируем перед всем
светом, что следуем путям Творца: Он после завершения всей работы по сотворению
мира в течение шести будничных дней «прекратил в день седьмой всю работу Свою,
которую создал», – и так же поступаем мы.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ
Вторая основа субботы – это тот факт, что суббота – «память об исходе из
Египта». В тексте Десяти заповедей, изложенном Моше в книге Дварим, это
формулируется так: «И помни, что рабом был ты в стране Египетской, и вывел тебя
оттуда Г-сподь, Б-г твой, крепкой рукою и мощью великой – поэтому повелел тебе
Г-сподь, Б-г твой, соблюдать день субботний». Следовательно, суббота имеет не
только универсальное значение, но является нашей важнейшей национальной
ценностью.
Переход от будней к святости, от работы к покою -это переход от рабства к
свободе подобно исходу наших предков из Египта. Суббота призвана дать нам
ощущение того, что история повторяется: мы снова присутствуем при чуде
освобождения из Египта – исхода из мрака к свету, из рабства к свободе. Каждую
субботу мы снова и снова повторяем чудо исхода из Египта со всеми оттенками его
смысла и со всеми его результатами: мы видим руку Вс-вышнего, творящую все
чудеса и знамения, присутствуем при даровании Торы у горы Синай, вновь
завоевываем Страну Израиля, вновь поселяемся на ее просторах...
ВСЕОБЩЕЕ РАВЕНСТВО
Дополнительный акцент делает суббота на равенстве всех людей пред Вс-вышним и
на Его заботе о всех созданиях, сотворенных на благо человеку: «Шесть дней
занимайся трудом своим, а в день седьмой пребывай в покое, чтобы отдохнул бык
твой и осел твой, чтобы вздохнул свободней сын рабыни твоей и пришелец» (Шмот,
23). Та же идея выражена и в Десяти заповедях: «А в день седьмой – суббота... не
совершай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня
твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, что в воротах твоих, – чтобы отдохнул раб
твой и рабыня твоя подобно тебе».
Нет нужды останавливаться более подробно на этом великом воспитательном
значении субботы. Даже те, кто в течение всех шести дней недели находятся на
самом дне человеческого общества, в субботу приобретают равные со всеми права.
Загляните в синагоги в субботу, и вы увидите, как богатые и бедные молятся
вместе и вместе изучают Тору. Поистине, «один Отец у них всех»! В субботу нет
работника и работодателя – все равны пред Вс-вышним.
СУББОТА – ДЕНЬ ДУХА
От еврейского народа, народа Книги, требуется особая высота мысли и духа. И с
этой задачей народ Израиля с честью справлялся и справляется, несмотря на все
превратности своей истории.
Где найдет в наши дни народ, занятый строительством своей страны, время,
необходимое для овладения своими духовными ценностями? Суббота выполняет и эту
функцию: один день в неделю полностью посвящается изучению Торы,
совершенствованию мысли, духовному подъему. Каждую неделю мы отрываемся на один
день от материального мира и его ценностей, от погони за материальным
успехом...
Суббота – день духа и она освящает духовностью все остальные дни недели.
ВСЕ ВМЕСТЕ
И еще одну идею несет в себе суббота – обновление семейных связей, придание
большего единства союзу мужчины и женщины, укрепление дружеских связей между
соседями.
Какова сегодня реальность нашей жизни? Днем – работа, тревоги и заботы,
вечером – телевизор, домашние работы, развлечения... Усталые труженики рано
отправляются спать. Встречи членов семьи – если они вообще встречаются – редки и
мимолетны.
Множество кризисов в отношениях между супругами и между детьми и родителями
можно было бы избежать, если бы у людей нашлось время поговорить друг с другом,
объясниться, прийти к взаимопониманию.
И вот тут-то суббота преподносит нам особый подарок: день, когда не нужно
идти на работу, когда не нужно готовить уроков, когда не смотрят телевизор. В
этот день нет домашней работы, в этот день не спрашивают: куда пойдем вечером?
Семья собирается за субботним столом: свечи, белая скатерть, празднично накрытый
стол, «Кидуш», субботние песни, слова Торы – вот что такое субботний вечер. В
такой обстановке вы не можете молчать, вы не можете не открыть свое сердце
навстречу сердцам домочадцев. Вы наконец-то можете побеседовать с ними обо всем,
что накопилось за всю неделю. Вот здесь, у субботнего стола – истинное место
развития культуры беседы. Здесь учатся слушать и слышать, говорить и
рассказывать, углублять старое и открывать новое. Вот что ломает шаблоны и
разрушает рутину, вот что придает жизни новизну и свежесть!
«ХРАНИ» И «ПОМНИ»
«Храни» и «помни» в одном слове дал нам услышать единый Б-г», – поем мы,
встречая субботу и вспоминая, как при даровании Торы мы чудесным образом
услышали одновременно слова «храни день субботний» и слова «помни день
субботний». Так объясняют наши мудрецы, почему в одном месте изложения Десяти
заповедей сказано «помни день субботний», а в другом -«храни день
субботний».
Оба выражения имеют глубочайший смысл. Из повеления «помни день субботний» мы
учим, что необходимо придавать субботе ее неповторимый облик: зажигать свечи,
произносить особые субботние молитвы, совершать «Кидуш» и «Гавдалу», читать Тору
в синагоге, устраивать субботние трапезы и петь субботние песни. Из повеления же
«храни день субботний» мы учим, что есть вещи, которых мы должны избегать в
субботу, чтобы сохранять особый характер этого дня: что есть множество видов
работы, которые запрещено делать в субботу, что мы обязаны изучать законы
субботы, чтобы знать и то, что запрещено делать в субботу Торой, и то, что
запрещено делать в субботу нашими мудрецами, чего следует избегать как
противоречащего духу субботы – духу святого дня.
«Храни» и «помни» – это две стороны одной медали, позитивная и негативная.
Представим себе, что человек уснул в пятницу под вечер и проспал 25 часов подряд
– исполнил ли он заповедь о субботе? На первый взгляд кажется, что он исполнил
повеление «храни» – он ведь ничем не нарушил субботу. Но в действительности он
не выполнил заповеди о субботе. Мало не делать ничего – необходимо также сделать
что-то, чтобы суббота была субботой. Такой человек не исполнил повеления «помни»
– он ничего не сделал, чтобы освятить этот день и самого себя.
Этим примером мы хотим устранить очень распространенную ошибку –
распространенную в среде тех, у кого нет правильного представления о том, что
такое еврейская суббота. Они видят в законах субботы лишь собрание запретов –
своего рода «табу»: не ездить, не курить, не включать электричества – ни тебе
моря, ни волейбола, ни телевизора... Как будто вся суббота сводится только к
запретам! Ясно, что ощущение это основано на половине правды. Незамеченной
остается вторая половина: что заповедь о субботе имеет и позитивную сторону,
которая отнюдь не менее важна, чем негативная. К субботе нельзя относиться
только как ко дню физического покоя – это день, когда человеку дается
возможность духовного роста. Все, что, как нам кажется, доставляет нам
удовольствие – поездки, купание в море, футбольные матчи, – в действительности
совершенно лишено духовного содержания. Ему есть место в будни. В субботу мы
обязаны исполнять слова Торы: «Помни о дне субботнем, чтобы освящать
его».
|