С Б-жьей помощью ТРУМОТ УМААСРОТВ число 24 «даров когенам» входят – трума гдола («великое возношение»), трумат маасер («возношение от десятины»), известное также под названием маасер мин маасер («десятина от десятины»). Сюда же относятся маасер ришон («первая десятина»), который отдавали левитам, маасер шейни («вторая десятина»), который привозили в Иерусалим, и маасер ани, который отдавали бедным в те годы, когда не отделяли маасер шейни. В Стране Израиля временной цикл составляют семь лет. Седьмой год называется шмита («отмена»). В этот год не обрабатывают землю и не отделяют трумот умаасрот. В течение шести лет, предшествующих году шмита, трумот умаасрот отделяют следующим образом: трума гдола, маасер ришон и трумат маасер отделяют в течение всех шести лет, маасер шейни – только в 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы, а маасер ани – в 3-й и 6-й годы. Для трумы гдолы нет нормы, установленной Торой, однако мудрецы постановили: 1/40 часть урожая – это «щедрый глаз», 1/50 – средняя мера, а 1/60 – «скупой глаз». Значит, 2% урожая – это средняя норма трумы. По букве закона Торы мы должны отделять трумот умаасрот только от злаковых растений, от вина (и виноградного сока) и от оливкового масла, однако мудрецы обязали нас отделять трумот умаасрот от всего, что растет и что мы употребляем в пищу, -даже от овощей, и не только в Стране Израиля, но и за ее пределами. Итак, сначала отделяют труму гдолу, которая предназначается когену. Затем отделяют маасер ришон, одну десятую часть оставшегося урожая, который Тора предписывает отдать левиту. Он, в свою очередь, должен отделить от своего маасера труму для когена – это то, что Тора именует «десятина от десятины» (что объясняет нам название трума гдола – она называется так в отличие от трумы, которую отделяет левит от своего маасера и которая составляла всего 1/100 часть урожая). Обе трумы Тора называет «святыней», и никому нельзя их есть, кроме когена и его домочадцев, и то в состоянии ритуальной чистоты. Посторонний человек, который съел труму, наказывается смертью, ниспосылаемой с Небес. Итак, после всех этих отделений у земледельца осталось 88% урожая. От этой части он обязан еще отделить маасер шейни, который должен отвезти в Иерусалим и съесть там в состоянии ритуальной чистоты. Однако если урожай очень богат, а путь в Иерусалим – слишком долог, маасер шейни можно выкупить на деньги, и, прибавив к ним еще ? их суммы, привезти их в Иерусалим, купить на них фрукты, вино и мясо, и съесть все это в тех же условиях, как если бы они были маасер шейни, ибо так сказано в Торе: «И купи на эти деньги все, что пожелает душа твоя, – мясо говяжье и овечье, вино – и старое, и молодое, и вообще все, чего захочет душа твоя» (Дварим, 14). Как было сказано выше, в 3-й и 6-й годы семилетья вместо маасер шейни отделяют маасер ани, который никуда не увозят, а отдают бедным на месте. Такова Галаха. А теперь – к практике. КАК ОТДЕЛЯЮТ ТРУМОТ УМААСРОТ СЕГОДНЯ?Последний год шмита был 5747 (1986-1987), а ближайший – 5754 (1993-1994). Исходя из этого, мы знаем теперь, в какие годы отделяют те или иные трумот умаасрот. На крупных предприятиях пищевой промышленности и на оптовых рынках сельскохозяйственной продукции о надлежащем отделении трумот умаасрот заботится местный раввинат. Что касается земледельцев, которые продают свою продукцию, и покупателей, которые ее покупают без посредства централизованных сетей торговли, то они должны позаботиться о том, чтобы отделить трумот умаасрот самим. Сельскохозяйственная продукция, от которой не отделили трумот умаасрот, называется тевель, и есть ее нельзя. Те же продукты, о которых точно не известно, отделены ли от них трумот умаасрот или нет, называются дмай, от арамейского выражения да май?, то есть: «что это?» От таких продуктов также должны быть отделены трумот умаасрот, но благословение при этом не произносят. КАК МЫ ПОСТУПАЕМ СЕГОДНЯ?Отделяют трумот умаасрот хозяева урожая. Та часть, которая становится при этом запрещенной в пищу, – это чуть больше 1%. Если ее отделяют от те веля, то произносят благословение: «Благословен... повелевший отделять трумот умаасрот». То «чуть-чуть», которое превышает в отделяемой части урожая 1%, – это трума гдола. При ее отделении необходимо указать место, где она находится: например, «север». (Ясно, что мы можем назвать любую часть света, а также сказать «справа», «слева», «сверху» и т. п.) А сам 1% – вместе с еще девятью такими же частями, находящимися там же (то есть на «севере» плодов), всего 10% урожая – это маасер ришон. Значит, отдельный маасер ришон состоит из двух частей: одной, отделенной вместе с трумой гдолой, и девяти, оставшихся в основной массе плодов, но отмеченных на словах. Эту одну отделенную часть – 10% от маасер ришон – мы объявляем теперь трумат маасер. Она также запрещена в пишу. Но оставшиеся в массе плодов девять частей маасер ришон в пищу разрешены. Теперь мы приступаем к отделению маасер шейни (в 1-й, 2-й, 4-й и 5-й годы семилетья) или маасер ани (в 3-й и 6-й годы). Если он отделяется от тевеля, мы обязаны произнести благословение: «Благословен... повелевший нам выкупать маасер шейни». Маасер шейни практически не отделяется от основной массы плодов, потому что его мы все равно выкупаем на деньги (ведь его нельзя сейчас отвезти в Иерусалим) – лишь на словах мы выделяем его. КАК ВЫКУПАЮТ МААСЕР?По закону Торы, выкупая трумопг умаасрот, хозяин обязан прибавить к сумме денег еще одну ее пятую часть (20%). На какую именно сумму денег выкупается маасер шейни, Тора не указывает. Поэтому в наши дни, когда нет возможности съедать маасер шейни в состоянии ритуальной чистоты, мы весь его выкупаем на одну пруту (копейку), в которую входит и двадцатипроцентная прибавка. В 3-й и 6-й годы вместо маасер шейни отделяют маасер ани. Если плоды – тевель, то необходимо не только отделить маасер ани, но и отдать его бедным. ПОРЯДОК ОТДЕЛЕНИЯ ТРУМОТ УМААСРОТИтак, от плодов отделяют чуть больше 1% (и если они – тевель, то произносят указанное выше благословение). Если плоды тевель, то при выкупе маасер шейни тоже произносят благословение, а потом говорят: «Этот маасер шейни вместе с его пятой частью выкуплен на одну пруту в монете, которую я предназначил для выкупа маасер шейни». Если есть сомнения, к какому году семилетья относятся плоды и, следовательно, какой из маасеров следует отделять, то прибавляют: «А если эти плоды – от года маасер ани, то все, что я сказал о маасер шейни, пусть относится к маасер ани». ОРЛА И НЕТА РЕВАИТора говорит (Ваикра, гл. 19-я): «И когда придете в ту страну и посадите любое плодовое дерево, то не ешьте три года его плодов – три года запретны они для вас; а в год четвертый будут все плоды этого дерева – святыня во славу Г-споду. На пятый же год ешьте все его плоды, чтобы сделать богаче ваш урожай. Я – Г-сподь, Б-г ваш!» Закон об этом – закон об орла – исполняется и в Стране Израиля, и за ее пределами (это – «закон, данный Моше на Синае»). Плоды дерева в течение первых трех лет его жизни запрещены и в пищу, и для употребления в каких бы то ни было целях. 1 тишрей -это «новый год посадок», а 15 швата – «новый год деревьев», и поэтому нет необходимости каждый раз выжидать три года с календарной точностью. Вполне возможно, что запрет будет длиться всего полтора года: если дерево посажено за полтора месяца до Рош-Га-шана, то первые 14 дней необходимы для укоренения посадки, и следующий месяц до Рош-Гашана засчитывается как весь первый год, а через год и четыре с половиной месяца, пока придет Ту-Бишват, засчитаются ему как третий год орлы и начнется четвертый год, когда дерево будет называться нета реваи. Во времена, когда у нас был Храм, плоды этого года доставляли в Иерусалим и съедали там в состоянии ритуальной чистоты – как «святыню во славу Г-спода». Однако возможность выкупа маасер шейни, о которой говорилось выше, распространяется также и на плоды нета реваи. Поэтому можно было привезти в Иерусалим деньги, на которые были выкуплены плоды нета реваи, и «проесть» их там в тех же условиях. ИЗ ПРОШЛОГО – В НАСТОЯЩЕЕВ наши дни, когда у земледельцев есть множество средств, чтобы ускорить развитие дерева, бывает, что дерево начинает приносить плоды уже в первые три года своей жизни. Поэтому покупая такие плоды, как виноград, персики и др., мы должны быть очень осторожны и проверить, не являются ли эти плоды орлой. Если точно известно, что данные плоды – плоды четвертого года жизни дерева, то при выкупе нета реваи произносят благословение: «Благословен... повелевший нам выкупать плоды четвертого года». Однако если полной уверенности в этом нет, то выкупают без благословения. |