| |
С Б-жьей помощью
МЕСЯЦ ЭЛУЛ - МЕСЯЦ МИЛОСЕРДИЯ И ПРОЩЕНИЯ
Я принадлежу моему возлюбленному, а он мне.
Согласно Талмуду, первый день Творения, когда «сказал Б-г: Да будет свет!» –
был день 25 элула, а шестой день Творения, когда «сказал Б-г: Сделаем человека в
образе Нашем, по подобию Нашему», -оказался именно первым днем месяца
тишрей.
Поэтому в молитвах Рош-Гашана, то есть первого и второго тишрей, мы говорим:
«Сегодня – день, когда обновляешь Ты Свое Создание, [это – ] память о первом дне
[Творения]... И [все] создания в этот день пройдут пред Тобой».
Первое тишрей, день рождения человечества, Тора называет «днем трубных
звуков», а Мишна – в трактате Рош-Гашана – отмечает эту дату как день Суда над
всем человечеством.
Чтобы приготовиться к этому дню Суда, мы стараемся заранее подвести итог всем
нашим поступкам в течение истекшего года, выяснить, что было сделано и что было
упущено, как того требует заповедь: «Приготовься встретить Б-га твоего,
Израиль!» Время для этого – месяц элул, предшествующий дню Суда.
В течение этого месяца мы стараемся обеспечить себе как можно больше добрых
«адвокатов», которые защитят нас в день Суда, заставив замолчать всевозможных
«прокуроров», враждебных нам и напоминающих о наших проступках.
Кто же эти «адвокаты»?
Мишна говорит в трактате Авот: «Каждый, кто совершает одно доброе дело, –
приобретает себе одного защитника, а каждый, кто совершает один проступок, –
приобретает себе одного обвинителя».
Отсюда ясно следует, что шансы быть оправданными на суде зависят от того, что
перевесит – сумма совершенных нами добрых дел или сумма наших проступков, сумма
всего совершенного нами в истекший год или сумма того, что было упущено.
В рамках законов природы невозможно, чтобы за одну ночь было исправлено все,
что сделано плохого за целый год. Совершение настоящей тшувы – дело
непростое и включает в себя множество этапов: исправление характера, поведения,
совершенствование поступков. Поэтому мы стремимся пробудить в себе стремление к
тшуве уже в новомесячье элула. за тридцать дней до Судного дня.
Месяц элул предназначается для всего этого не только потому, что он
непосредственно предшествует «Грозным дням». Он отличается особыми качествами,
крайне важными с точки зрения всего, что связано с возможностью получить
прощение за свои дурные поступки, очиститься от грехов.
Как известно, Моше-рабейну разбил Скрижали завета, когда спустился с горы
Синай и обнаружил, что евреи поклоняются сделанному ими золотому тельцу.
Произошло это семнадцатого тамуза. В первый день месяца элул Вс-вышний приказал
Моше снова подняться на гору Синай, чтобы получить вторые Скрижали завета –
после того, как Он смилостивился над Израилем, уступая настойчивым мольбам Моше
помиловать евреев и не наказывать их за совершенный страшный грех. Это
пребывание Моше на горе Синай продолжалось, так же, как и первое, сорок дней.
Поэтому истекли они как раз десятого тишрей, в Йом-Кипур. В этот день Вс-вышний
сказал Моше: «Простил Я – как ты просил», и потому эти сорок дней навсегда
остались в еврейской истории как дни милосердия, прошения, как дни
благосклонности Вс-вышнего, когда Он охотно принимает молитвы народа Израиля и
прощает грехи.
Наши святые книги часто говорят о трех средствах, благодаря которым возможно
смягчить приговор: тшува, тфила, цдака. О всех трех есть намек в тех
стихах Торы, в которых зашифровано название месяца элул (оно складывается в
оригинале из тех букв, что нами подчеркнуты):
Умаль Гашем Элокеха эт левавха веэт левав зареха («И обрежет Г-сподь,
Б-г твой, сердце твое и сердце твоего потомства») – это тшува.
Ани ледоди ведоди ли («Я принадлежу моему возлюбленному, а он мне») –
это тфила.
Умишлоах манат иш лереэгу уматанот лаэвьоним («И посылка кушаний
каждый – своему другу, и подарков – бедным») – это цдака.
Эти намеки также говорят нам о том, что элул -это время, когда Небесные врата
открыты для проявления милосердия и всепрощения.
«СЛИХОТ»
Сефардские евреи начинают читать «слихот» в рош-ходеш элул, а
ашкеназские – на исходе последней субботы перед Рош-Гашана (если она
предшествует Рош-Гашана не меньше чем на три дня): в полночь, после окончания
субботы, мы собираемся в синагоге, чтобы читать «слихот».
Слово слихот означает «просьбы о прощении». Главная часть этих молитв
– перечисление 13 образов Б-жественного милосердия, предваряемое воззванием
«Б-г, Царь, сидящий на троне милосердия...» или «Ты – долготерпеливый Б-г...» В
древности «слихот» не содержали ничего кроме цитат из Танаха, предшествовавших
исповеди в грехах. Самая суть «слихот» прекрасно отражается в словах пророка
Ирмеягу: «Вставай, взывай по ночам – в начале каждой стражи, как воду изливай
сердце свое пред Господом!»
Все «слихот» построены по одному принципу -только гимны и моления каждый день
иные. Написаны они великими мудрецами Торы начиная еще со времен гаонов:
известны «слихот», составленные Йоси бар Йоси, Саадьей-гаоном, рабейну Гершомом
(«Светочем изгнания»), Раши, Рашбамом, р. Биньямином бар Зерахом, раби Моше ибн
Эзрой...
Время, когда читают «слихот», – это время от полуночи до рассвета. Есть дни,
когда «слихот» принято читать именно ночью, – как было сказано, в первую ночь и
в ночь на канун Рош-Гашана («Вспомни, союз...»), а также те, что читают в одну
из ночей между Рош-Гашана и Йом-Кипуром. В остальные же дни «слихот» читают
перед самым рассветом: на молитву «Шахарит» в эти дни приходят намного раньше,
чем обычно, и прежде, чем облачиться в «талит» и возложить «тфилин», читают
«слихот».
Чтение «слихот» начинается одинаково: «Ашрей», «Хаци-кадиш» и молитва,
начинающаяся словами: «Внимающий молитве, к Тебе придет всякая плоть». Молитва
эта представляет собой набор отрывков из Танаха и заканчивается широко
известными словами: «Душа – Твоя, а тело – Твое создание, так сжалься же над
тем, над кем потрудился! и душа – Твоя, и тело – Твое, так ради имени Твоего,
Г-сподь, действуй же!» После каждого песнопения перечисляют 13 образов
Б-жественного милосердия: «Б-г – Б-г могучий, милостивый и милосердный,
долготерпеливый...»
Заключительная часть «слихот» также каждый день одна и та же и заканчивается
она «Полным кадишем», который произносит хазан. Своим содержанием, своими
напевами «слихот» пробуждают в нас сознание принадлежности к тысячелетней
традиции народа Израиля и погружают нас в атмосферу приближающихся «Грозных
дней».
ПСАЛОМ ДАВИДА: Г-СНОДЬ – СВЕТ МОЙ И СПАСЕНИЕ МОЕ»
Начиная с новомесячья элула до конца праздника Сукот принято к молитвам
«Шахарит» и «Минха» (а в некоторых общинах – и к «Маариву») прибавлять 27-ю
главу Тегилим, содержание которой прекрасно соответствует настроению всего
месяца тишрей и в особенности «Грозным дням». «Г-сподь – свет мой» – эти слова
относятся к Рош-Гашана, когда мы надеемся на то, что Вс-вышний обратит к нам
Свое светлое лицо, «и спасение мое» – это намек на Йом-Кипур, день, на который
мы возлагаем все наши надежды на помощь Б-га. Продолжение говорит само за себя:
«Кого мне бояться? Г-сподь – оплот жизни моей. Кого мне страшиться?.. Ибо укроет
Он меня в шалаше Своем [то есть в «суке»] в день беды, даст мне убежище под
кровом шатра Своего, на неприступную скалу вознесет Он меня...» Понятно,, что
это – намек на праздник Сукот.
Еще один обычай, принятый в это время, – трубить в «шофар» после молитвы
«Шахарит» каждый день, начиная с новомесячья элула и до дня, предшествующего
кануну Рош-Гашана. В этот день, 29-й день месяца элул, в «шофар» не трубят –
чтобы создать границу между трублением месяца элул и трублением в Рош-Гашана,
между обычаем и исполнением заповеди Торы. Звуки «шофара» призваны разбудить
равнодушные циничные сердца, заставить народ вздрогнуть в преддверии «Грозных
дней». Так сказал пророк Амос: «Шофар» ли затрубит в городе – и не ужаснется
народ?!»
|