на главную

    

Аквариум - Все участники образуют круг, в него заходят двое из участников и садятся друг напротив друга. Каждый из них получает листок с описание позиции, причем их «позиции» противоположны. Каждый из них должен представить ту позицию, которая написана у него на листке (вне зависимости от его личного мнения). Когда один из них начинает сбиваться, кто-то из круга должен войти в «аквариум» и продолжить представление той же темы. Кроме того, участник из круга, который хочет заменить одного из выступающих, может сделать это, дотронувшись до его плеча.

Этот метод хорош для выяснения определенных моментов в различных позициях. Он может помочь также в случаях недостаточной культуры обсуждения, так как высказываться могут лишь находящиеся в «аквариуме».

Анализ стихов или песен - анализ песни или стиха можно провести для лучшего понимания темы или эпохи, в которую этот стих был написан. Можно самим написать стихи на изученную тему. Можно приготовить клип с песней, которую вы разбирали и этот клип усилит результат, полученный в ходе обсуждения.

Аукцион - Эта методика позволяет определить сравнительную ценность - что «стоит» больше, а что меньше. Каждый участник или команда получают определенную сумму денег, на которые они должны приобретать те или иные вещи, предложенные на аукционе. Вожатый будет распорядителем аукциона и должен предлагать каждый раз новый предмет и его стартовую цену. Участники предлагают свои цены, пока не будет предложена наиболее высокая цена, «раз...два... три... - продано». Если никто не перебил эту цену, объект торговли переходит к участнику, назвавшему самую высокую цену.

Бандероль  - Заранее  готовится  «бандероль»  из  нескольких  слоев бумаги или газет, причем в каждом слое задание или вопрос, связанный с темой мероприятия. В последнем слое бандероли можно спрятать сюрприз для всей группы или какой-нибудь предмет, связанный с темой. Все участники сидят в кругу, слушают музыку и передают бандероль друг другу.  Когда музыка останавливается, тот, у кого оказалась бандероль, снимает слой бумаги и выполняет очередное задание. Можно также передавать друг другу кубик - у кого выпадет 6, может крутить очередной слой.

Буквы - На газетной бумаге рисуется таблица с 22 клетками, в которых пишутся буквы алфавита. Вся группа делится на две команды. Ход игры: Первая группа выбирает, с какой буквы начать. Вожатый задает обеим командам один и тот же вопрос. Каждая команда старается первой ответить на вопрос и собрать достаточно клеток, чтобы заполнить строку или колонку в таблице. Ответы должны начинаться на ту букву, которая записана в данной клетке.

Викторины - С помощью викторин можно осваивать различные темы в интересной форме. Большинство ребят с удовольствием участвуют в занимательных викторинах, и тем самым достигаются сразу две цели -участники и учатся, и развлекаются. Важно заранее подготовить вопросы, связанные с темой мероприятия, соответствующие уровню группы и глубине раскрытия темы, к которой вы стремитесь:.алфавитные викторины - Ответы на вопросы викторины могут быть распределены по алфавиту, так что ответ на первый вопрос начинается с буквы А, на второй - с буквы Б и т. д.

Вопрос дня - Каждый день в начале занятия вожатый предлагает вопрос дня для всей группы. Вопрос должен быть высокого уровня сложности и участники должны поработать, чтобы получить правильный и полный ответ. Участники могут обращаться к любому человеку в лагере, кроме своего вожатого, чтобы отыскать правильный ответ. При этом вожатые группы попросят всех остальных членов персонала не подсказывать участникам полный ответ, а лишь помогать им найти ответ самостоятельно - указать им источники, дать намек, дать соответствующую литературу из комнаты вожатых и т. п. В этот день, тот, кто первый придет к вожатым с правильным ответом, выигрывает и на завершающем занятии он расскажет правильный и полный ответ и объяснит, как он к нему пришел. Тогда он получает приз. Примеры вопросов: Какой сейчас недельный раздел Торы, о чем там говорится, как можно его найти и как узнать, какой раздел читается в каждую неделю? Сколько названий есть у Иерусалима?

Выборы - Выбирается некоторая актуальная тема, общая для всех групп (форма одежды, организация экскурсии, тема для празднования Пурима, выбор кружков для лагеря и т. п.). Каждая группа выбирает для себя подтему и пишет собственную программу. После этого начинается кампания по рекламированию программ (не обязательно политических,  они  могут быть  общими,  социальными  и  т.   п.)  и проводится предвыборная кампания. Каждая группа готовит лозунги, рекламные представления, аргументы в пользу своей позиции, проводит пресс-конференцию и т. п. В конце концов проводится тайное голосование, в котором могут принять участие также вожатые и администрация лагеря.

Выбор фраз - Для обсуждения «большой» темы делаются небольшие плакаты, каждый из которых представляет одну из подтем главной темы. На каждом плакате пишутся фразы, представляющие различные мнения, связанные с данной подтемой. Фразы пронумерованы, причем все номера разные (на первом плакате номера 1-5, на следующем 6-10 и т. д.). Участники обходят все плакаты и записывают на листках номера тех фраз на каждом плакате, которые им нравятся. После этого участники разбиваются на группы в соответствии с записанными ими номерами и выполняют вместе задания, связанные с общей темой мероприятия.

Выбор фразы или отрывка

Зачитывается статья, копии которой раздаются всем участникам или же которая написана на картоне и вывешена в центре круга. Каждый подчеркивает или выделяет фразу, которая ему нравится или вызывает какую-то другую реакцию (в соответствии с указанием: раздражает... связана с жизнью... актуальна для наших дней и т. д.). Можно также выписать текст на картонных полосках и просить всякий раз поднимать полоски с разными высказываниями: то, что нравится... то, что раздражает и т. д.

По комнате распределяются отрывки из текста (на полу, на стульях, на стенке и т. п.) и участников просят встать около того отрывка, который им нравится (раздражает и т. д.). Можно затем предложить им снять отрывки со стены (со стульев, поднять с пола и т. д.) и составить из них текст (см. «Пазл»).

Вывески - В комнате вывешиваются вывески, на каждом из которых написано слово, фраза, ценность или дилемма. Все участники ходят по комнате и записывают свое отношение по теме вывесок. Затем каждый выбирает ту вывеску, которая ему больше всего интересна или близка и встает около нее. Так образуются команды, объединенные вывеской. Каждая команда обсуждает свою вывеску и решает, как представить всей группе свои аргументы и обосновать свой выбор вывески. Затем каждая команда представляет всей группе свои аргументы и всех участников снова просят встать у той вывески, которая им близка. Можно проследить, какие изменения произошли и в пользу какой из команд.

Выпуск новостей - Участники составляют выпуск новостей в соответствии с полученной ими информацией. Они могут вставить туда рекламы, связанные с этой информацией, ссылки на спонсоров, сообщения, обмен мнениями и пр. Тема для такого выпуска не должна быть актуальной, она может относиться к историческим событиям, таким как разрушение Храма или Исход из Египта. Можно дать одну и ту же тему всем группам или же превратить это в общелагерное мероприятие - каждая группа получит свое историческое событие на общую тему, например «Войны Израиля» или «Библейские истории». Затем каждая группа покажет подготовленный ей выпуск всем остальным в историческом порядке.

Выставка - Можно всем вместе подготовить выставку по определенной теме, желательно, чтобы она была как можно более творческой и включала в себя интересные экспонаты (объекты, которые вы сами изготовили на занятиях, песни, предметы из дома и т.д.)

Гайд-Парк - Похоже на суд, но здесь есть две команды, каждая из которых занимает определенную сторону в дискуссии. Команды готовят свои аргументы и представители команд по очереди поднимаются и выдвигают эти аргументы. Те, кого убедил очередной аргумент, переходят на сторону соответствующей команды и присоединяется к ее борьбе. Побеждает та команда, которой удалось привлечь на свою сторону больше участников.

Говорящие стены - На стене развешаны плакаты, на которых записаны фразы или отрывки текста. Участники ходят от плаката к плакату и пишут свое мнение о том, что написано на них. Затем плакаты собирают и проводят обсуждение написанного на них. Вариант: Каждый из участников стоит рядом с тем плакатом, с которым он больше всего согласен. Эту методику следует проводить в начале занятия или сразу после перерыва, чтобы участники не видели плакатов до того, как они должны будут высказать свое мнение.

Говорящие стены (конверты) - На стены вывешиваются конверты с написанными на них отрывками, а участники должны ходить по комнате и вкладывать в конверты записки со своим отношением к сказанному. В конце участников просят встать рядом с тем конвертом, который пробудил в них наибольший интерес - так складываются команды. Каждая команда читает все записки в своем конверте и вырабатывает основы своей позиции для общего обсуждения. Можно подвести итог всем запискам на большом листе и показать его всей группе.

Голосование - Каждый участник получает листок бумаги, вожатый задает вопрос, а участники пишут на листках ответ из одного слова. После этого все поднимают листки и видят, какой ответ получил большинство голосов.

Другая возможность - вожатый произносит некоторую фразу, связанную с темой обсуждения, а участники пишут «за» или «против» и смотрят, на чьей стороне большинство.

Гонки с препятствиями - соревнование команд. Все команды выстраиваются в ряд друг возле друга. Для того, чтобы добраться до вопроса или задания, нужно пройти определенную трассу. Участники по очереди или командой должны пройти эту трассу и в конце как можно быстрее представить судьям ответ на вопрос или выполнить задание. Судьи оценивают как время выполнения, так и правильность ответа на вопрос и сотрудничество членов группы по ходу преодоления препятствий. Это мероприятие может быть устроено для всего лагеря и тогда персонал может выбрать любую подходящую тему.

График мнений - Каждый участник получает листок с изображенной на нем системой координат. На горизонтальной оси отмечены ценности, которые следует оценить, а на вертикальной - числа, которые символизируют согласие или значение этого понятия для участника (маленькие числа - не согласен или не важно, большие -согласен или важно). Каждый участник должен отметить на своем листе свое положение по отношению к теме или утверждению в соответствии со своим согласием или значением для него этой темы.

Датировка - Вожатый готовит список дат и событий, которые произошли в определенные даты. Каждая дата и каждое событие записаны   на   отдельном   листке.   Каждый   участник   или   пара   (в

зависимости от числа участников и событий) получают листок с событием или датой. Они должны пройти по комнате и найти событие или дату, соответствующую тому листку, который они получили. После того, как все пары найдены, вожатый просит расположить их в хронологическом порядке, так что в конце концов на полу комнаты исторические события выстраиваются в хронологическом порядке. Затем вожатый проходит по комнате, исправляет ошибки и расширяет знания о каждом события путем своих вопросов или рассказа о нем. В конце занятия можно построить хронологическую ось на стене комнаты.

Диаграмма дождя - Каждый участник получает определенное число картонных квадратиков. На стене вешается лист картона с нарисованной на нем системой координат. На одной из осей пишутся вещи, которые следует оценить (например, ценности). Каждый может разместить свои квадратики над названиями ценностей, так, чтобы наиболее важные из них получили больше квадратиков. В конце концов получается диаграмма, которая визуально отражает то значение, которое все участники вместе придают тем или иным ценностям.

Диверсанты - В обсуждение вводятся участники, которых изначально просят вести себя определенным образом, что определит атмосферу обсуждения    и    будет   достигнута   дополнительная    цель,    кроме проведения самой беседы. Например:    провокаторы   -   участники,    которые    нарочно    будут высказывать самые радикальные мнения, чтобы разжечь обсуждение, испытать культуру спора в группе. Диверсанты могут высказывать мнения, противоположные позиции всей остальной группы и тем самым вызвать полемику и спор. Очень важно выбрать на эту роль подходящих ребят.

Змея - Вожатый заранее готовит вопросы по теме занятия и пишет их на отдельных карточках. Группа разделяется на две или больше команды, каждая команда размещается в своем углу комнаты и получает чистую бумагу и ручку. Каждая команда выбирает представителя, который приносит от вожатого вопросы и относит ему ответы.

Ход игры - каждая команда посылает своего представителя принести вопрос от вожатого, отвечает на вопрос и представитель относит ответ вожатому. Если ответ правильный - команда получает еще один вопрос, если же нет - представитель возвращает неправильный ответ команде и она должна думать, пока не найдет правильный ответ. На доске вывешено игровое поле в форме «змеи» со стартом и финишем, причем у каждой команды есть своя фишка в игре. Каждый раз, когда команда дает правильный ответ, вожатый перемещает ее фишку на одно поле вперед. Выигрвает команда, которая первой добралась до финиша.

Ежедневная газета - Каждое утро персонал публикует газету, посвященную тем темам, которые будут изучаться или упоминаться в этот день. В ходе мероприятий этого дня участники должны будут обращаться к газете за информацией, вопросами или заданиями, которые в ней содержатся. В газете можно поместить также загадки или кроссворды по данной теме и решившим их выдавать призы. Такая газета подходит для любой общей для всего лагеря темы, в особенности для тех лагерей, которые построены на исторической последовательности.

За и против - В начале обсуждения вожатый предлагает некоторый вопрос, а каждый из участников пишет на листке «за» или «против» и добавляет аргумент в пользу своего мнения. Эти аргументы и составят основу обсуждения.

Загадки в картинках - Слово или фраза изображаются картинками, а участники должеы угадать, какое слово или фраза скрыты за каждой из картинок.

Заголовок

1.                На стене или на полу разложены статьи на схожую тему или
отрывки   одной   статьи.   Участники   обходят   их   и   дают   им
заголовки.

2.       В парах или разбившись на две команды. Одна команда получает
статью (без заголовка), а другая только заголовок.  Команда,
получившая статью должна ее прочесть и дать ей название, а те,
кто получил заголовок, должны написать к нему статью. После
этого все собираются и отмечают общее и различия и выясняют,
как  они   образовались.   Можно  дать  одну   и  ту  же  статью
нескольким командам или парам и затем проверить различия.

Закончить историю - Вожатый рассказывает историю, но не досказывает ее до конца. Участники записывают свои версии окончания истории (или показывают их) и обсуждают разные возможные варианты конца, которые родились в группе. Можно рассказать только самое начало истории, а участники должны дописать (или показать) всю историю целиком.

Звезды в квадрате - На газетной бумаге рисуют таблицу 3x3. В каждом квадрате пишут имя одного из ребят, которые согласились участвовать в игре. Заранее готовят вопросы и ответы, связанные с темой мероприятия (20-25 вопросов). Вопросы и ответы распределяются поровну между участниками, чьи имена записаны в таблице и они садятся рядом с таблицей в ряд. Остальных участников разделяют на две команды («крестики» и «нолики»), которые играют между собой. Каждая команда в свою очередь выбирает клетку, куда она хотела бы поставить свой знак и вожатый задает этой команде вопрос из тех, которые были переданы участнику, чье имя стоит в этой клетке. Этот участник предлагает два варианта ответа - правильный и неправильный. Если команда угадывает правильный ответ, она может поставить в выбранную клетку свой значок.

Звуки песен - Группа разделяется на несколько команд. Для них прослушивается кассета или диск с записью песен, а они должны угадать, какие песни они слышали, какие певцы или группы их исполняли и что общее между всеми песнями и записать свои ответы. Можно проиграть запись два-три раза, и лишь затем собрать листки с ответами. Можно заранее приготовить запись, где будут записаны только начала песен, где содержится упоминание или намек на тему занятия (название песни, имя певца, поэта или композитора).

Знаки на пути - Группа делится на две команды. Одна команда ведет другую. С помощью оставленных на пути знаков (стрелки, яркая лента и т. д.) ведущая группа указывает путь ведомой. Они не должны встречаться между собой. На пути ведущая группа оставляет ведомой вопросы, загадки или задания, а та должна в конце пути представить их решение. После этого можно поменять группы местами, так что ведущая группа превращается в ведомую и наоборот. Вожатый должен сопровождать  группы  и  заранее  приготовить  для  них  вопросы  и задания. Можно играть в эту игру между двумя группами в лагере.

Игры на доске с прохождением трассы - другими словами игры подобные «монополии» и т. п. Можно изготовить самые разные игры с использованием карточек или клеток с вопросами, на которые нужно ответить или заданиями, которые следует выполнить. Само игровое поле можно оформить в стиле, связанном с темой мероприятия -например, карта Египта с пирамидами, десять казней, Красное море и пустыня, если речь идет об игре, посвященной рабству в Египте, Исходу и получению Торы.

Игру можно нарисовать на нескольких скрепленных листах картона, чтобы вся группа могла разместиться вокруг игрового поля, или же нарисовать поле мелками на асфальте рядом со зданием, где проводятся мероприятия.

Игры с мячом - Любую игру с мячом можно использовать для проверки усвоенного материала в начале мероприятия. Например, бросают мяч и тот, кто его не смог поймать, должен ответить на вопрос, чтобы не вылететь из игры. Или: участник передает мяч другому и задает ему вопрос по теме.

Интервью на телевиденье - Организация телепрограммы с интервью с разными персонажами и тем самым получение информации о них (современные политиюАгерои сионистской\еврейской\израильской истории). В конце интервью можно провести викторину или игру, посвященную этому персонажу или соответствующей теме.

Испорченный телефон - группа сидит в круге, вожатый шепчет соседнему участнику на ухо слово или фразу - это делается один раз и даже если сосед не расслышал, вожатый не повторяет сказанного. Следующий участник передает услышанное своему соседу и т. д. Последний в кругу участник произносит услышанное им громко, а вожатый оглашает исходную фразу или слово. Можно выбирать слова или фразы, связанные с темой занятия, по мере игры зависывать их на доске, а после этого провести обсуждение данной темы.

история с продолжениями - Вожатый пишет на листке строчку и говорит следующему участнику последнее слово. Тот пишет еще одну строчку, начинающуюся со слова, которое сообщил ему вожатый и говорит последнее слово следующему. Так это продолжается по кругу, пока не получается странная и смешная история, где слова не всегда связаны между собой.

История с продолжениями! - Участники ситят по кругу и один из них начинает рассказывать историю, но останавливается посреди фразы. Следующий участник должен продолжить историю, повернув ее в ту сторону, в какую хочет. В качестве варианта вожатый может рассказывать некоторую историю по частям и после каждой части проводить дискуссию или давать задание группе или просить участников изобразить рассказанный отрывок. (Здесь можно также использовать методику «Завершение истории»).

Картины - Можно обогатить мероприятия картинками или фотографиями - например в качестве частей пазла или задания. Участники могут провести анализ изображения, выделить и записать как можно больше его деталей, попытаться вспомнить как можно больше подробностей или идентифицировать избранных персонажей.

Карты - основано на известных карточных играх. Карточные игры получат такие названия, как «Войны Израиля», «Библейские герои», «праздники», «Города Израиля» и др.

Клубок шерсти - Садятся в круг и дают одному из участников клубок шерстяных ниток. Он должен, держась за конец нитки, бросить клубок другому игроку и задать ему вопрос, связанный с темой занятия. Это продолжается, пока не получается запутанная сеть. Чтобы ее распутать, нужно передать клубок в обратном порядке и каждый, к кому попадает клубок, должен ответить на вопрос, заданный на предыдущем этапе.

Книга или рассказ - Можно выбрать классическую книгу, которую все участники знают, связанную с темой обсуждения содержанием или моралью. Если книга слишком длинная для прочтения на одном занятии (но все-таки классическая), можно размножить отрывки из нее и зачитать их. Читать могут вожатые, сами участники или же каждый прочтет полученные отрывки про себя. Если рассказ невелик (до 30 страниц), можно выбрать такую историю, которая не знакома всемучастникам, причем она может быть написана не по-русски и переведена кем-то из вожатых. Тогда вожатый может зачитать рассказ участникам, участники могут передавать между собой книгу и читать ее вслух по очереди или же вожатый может сфотографировать ее по странице, раздать страницы и попросить участников составить из них историю в правильном порядке и вывесить ее на стене. После этого вожатые и участники могут пройти вдоль развешенных листов с книгой и проверить правильность расположения листов и уже тогда прочтут рассказ по порядку.

Коллажи - По комнате разложены картинки из газет, ножницы и клей. Каждый участник получает лист, на котором он должен собрать свой коллаж в соответствии с темой или словом, заданным вожатым в начале занятия. В заключение каждый показывает свой коллаж и объясняет его связь с темой. Подходит в качестве введения в какую-либо тему.

Кроссворды - Можно использовать кроссворды (на персональных листках в размноженном виде или на большом листе для всей группы), чтобы проверить, как были усвоены полученные на занятиях знания. Можно дать самим участникам составлять кроссворды друг для друга, чтобы проверить их уровень знаний. В кроссворде можно выделить строку, в которой после заполнения всего кроссворда появится слово или фраза, с которой можно начать или закончить обсуждение той или иной темы.

Круг -   самая базовая форма проведения обсуждения. Все садятся в круг и по очереди высказываются по вопросу, заданному вожатым по данной теме. Таким образом всем дается возможность высказать свое мнение.

Вариант: два воздушных шарика в кругу.

Ведущий  раздает  участникам  два  шарика разного  цвета.   Шарики передаются   по   кругу   в   противоположных   направлениях,   причем каждый цвет означает некое мнение. Например: «за» и «против», и тот, кто держит красный шар, должен высказатья против темы обсуждения, а тот, кто держит зеленый - за тему обсуждения. Оба шара движутся по кругу, так, что каждый участник получает возможность высказаться «за» и «против».

Другой вариант: Вожатый пишет на шарике высказывание, связанное с темой, а участники дописывают на нем свое мнение по поводу этого высказывания. Можно передавать несколько шаров с разными высказываниями.

Круг из пар - участники сидят в два круга, внешний и внутренний, лицом друг к другу, так, что образуются пары. Вожатый объявляет тему и все обсуждают ее в своих парах. Спустя несколько минут вожатый останавливает обсуждение, просит внутренний круг передвинуться на одну позицию и объявляет новую тему или новый аспект прежней.

Вариант: Круг из пар с записками - так же, как и в прежнем варианте, но вожатый не объявляет общую для всех тему, а кладет каждой паре листок с темой для обсуждения, а когда наступает время перемещаться, круги движутся навстречу, а записки остаются на своих местах, так, что всякий раз создаются новые пары, которые обсуждают новую тему.

Круговая диаграмма - Участники получают пустое изображение круга и определенные категории, и должны разделить круг на секторы в соответствии со значением, которое они придают каждой из категорий или в соответствии с временем, которое уделяется каждой из них в течение дня. В конце можно принести пиццу или пирог и разрезать его в соответствии с решением участников.

Лектор-гость - По некоторым темам заключительное занятие или одно из занятий в программе может провести человек, который испытал некоторое переживание и может поделиться им с ребятами, рассказав им об этом, или же расширить их познания, рассказав о своей жизни или прочитав лекцию по той или иной теме. Это может быть встреча с раввином, человеком, пережившем Катастрофу, политиком, специалистом по данной теме и др.

Для того, чтобы такое мероприятие прошло на высоком уровне, следует заранее подготовить группу к данному лектору и к характеру его выступления.

Магазин - товарами в магазине может быть все (ценности, идеи, персонажи,

истории и т. д.). Участники приходят в магазин и набивают свою сумку покупками. В конце проводится обсуждение того, кто сделал какие покупки - что было  важнее,  что  менее  важно,  что  может

оказаться вместе, а что нет и т. д. Покупать можно на деньги, которые вожатый раздает в начале игры, а можно на те ценности, идеи, и т. п., которые участники скопили в ходе предыдущих игр.

Мешок сюрпризов - В мешок кладутся предметы, не связанные между собой и не связанные напрямую с темой обсуждения. Участники должны из этих предметов составить инсталляцию или представление, которые будут прямо и недвусмысленно связаны с темой занятия. С другой стороны, можно принести набор предметов, общее свойство которых будет связано с темой занятия, и участники должны будут найти это общее.

Музыка - Музыка может помочь создать нужную атмосферу в любом мероприятии. Важно, чтобы в комнате был магнитофон с диском и во время самостоятельных занятий (решение кроссвордов, творчество, работа в группах и т. д.), участники могли слушать фоновую музыку. Она может быть или не быть связанной с темой занятия.

Найди сокровище - Группа получает намеки, тайные знаки, загадки и т. д. Разгадав очередную загадку, участники могут найти то место в лагере, где они найдут следующий намек. Эти намеки могут быть любого рода и связаны с той темой, которую обсуждают в этот день. К этому можно добавить различные задания по пути к очередному «кладу», а также задания, которые следует выполнить при получении намека, вопросы по данной теме, на которые нужно ответить или материал, который следует изучить для получения намека. Если в лагере есть компьютер, подключенный к Интернету, можно часть заданий ориентировать на поиск информации в Интернете, что сделает игру более современной и привлекательной.

Эта методика подходит для отдельных групп или для всего лагеря по самым различным темам.

Наклейки на спину или на лоб - На спину и на лоб участников наклеиваются наклейки с каким-то содержанием (имя персонажа, праздник, историческое событие история и т. д.). Они должны угадать, кого или что они изображают, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет» - связанные или не связанные с темой занятия. Можно раздать наклейки всем участникам, а можно поставить одного из них перед группой и дать каждому возможность высказаться. Эта игра может стать вводной или заключительной частью занятия.

Ночные игры - игры на местности, когда участников будят ночью и выполняют с ними определенное задание по нужной теме - например, выход из Египта, нелегальная иммиграция и т. п. Вожатые воспринимают участников, как часть игры, насылают на них десять казней и т. п. Целью ребят может быть перейти Красное море. Это хороший способ увлечь ребят; можно построить таким образом любую историю, связанную с некоторой темой.

В конце мероприятия можно устроить общелагерный сбор или костер. Рекомендуется устраивать это мероприятие на открытой местности. Можно дополнить приподнятую атмосферу китайскими фонариками (пакеты или пластиковые бутылки с песком со свечой посередине), «светляками», а также приготовлением печеной картошки и чая на костре в конце мероприятия.

Опросы в лагере - Ребята проводят опросы по некоторой изученной теме,, причем опрашивают также вожатых, администрацию и т. д. Некоторые из них могут быть переодеты и изображать героев истории или темы. В конце мероприятия изготовляют газету, выпуск новостей или просто проводят обсуждение по результатам опроса.

Ответы по-разному - То же, что и в методике «Змея», но на этот раз представители групп должны приносить свои ответы тем способом, который им предписывает вожатый (задом наперед, ползком, прыгая на одной ножке и т. п.).

Пазл - Каждый раз, когда участники верно отвечают на вопрос, они получают часть пазла, когда же они собирают все кусочки, они должны собрать их вместе, чтобы получился текст или картинка, связанные с темой мероприятия. Можно организовать это и в виде конкурса между двумя командами - выигрывает та команда, которая ответила на все вопросы, получила все кусочки пазла и собрала его первой.

Представления - Этот метод может применяться в различных вариантах и подходит для обсуждения многих тем. Можно поставить представления в различных жанрах (комедия, опера, мультик, детектив и т. д.) и увидеть одну историю в различных версиях. Можно поставить историю с продолжениями, причем каждая команда получает определенную часть истории (следует предоставить достаточно времени на постановку).

Показ  фильма - Показ фильма или отрывка из фильма, а в конце или в середине - обсуждение. Фильм полностью можно показывать нескольким группам, собранным вместе (причем обсуждать его лучше в небольших «родных» группах). Можно даже приготовить для участников попкорн.

Похищения - Группа разделяется на две команды, причем каждая команда занимает некоторую позицию в споре. Команды становятся в два ряда, друг напротив друга. Представители каждой из команд по очереди выступают, пытаясь убедить своих противников. После каждого выступления представителей каждой из команд те, кто убедились в правоте другой команды, переходят на ее сторону. Каждая из команд старается привлечь на свою сторону как можно больше участников.

Раздел пирога или средств - Участники получают список организаций, ценностей, целей и т. п., на которые они могут выделять средства. Они должны поделить свой личный «пирог», то есть решить сколько они выделят на каждую цель и почему. После этого проводится обсуждение всех «пирогов», разговор о приоритетах и о том, как делался выбор.

Пазл - Текст наклеивается на картон и разрезается на несколько частей с определенной логикой. Каждая команда получает свою часть, читает, что на ней написано и пытается дополнить недостающее. Из частей составляется полный текст в ходе обсуждения или игры (например -кто, по-вашему, получил первую часть? Что в ней сказано? Что с этим может быть связано? и т. д.). Можно собирать пазл по парам, причем каждой паре достается одна или две фразы.

Пазлы - Пазлы можно использовать в самых разных формах. Можно сделать пазл с текстом, и только собрав его, можно прочитать текст и получить необходимую информацию. Кроме того, можно сделать пазл с картинкой, причем информация или содержится на картинке, или в тексте на обратной стороне, который можно прочесть лишь собрав пазл. Пазлы могут быть общелагерные и тогда каждая группа собирает части пазла на станциях с заданиями или в ходе игр, описанных в брошюре, например «Найди клад» или «Знаки на пути», а в конце концов весь лагерь собирает большой пазл, напоминающий о всем, что было изучено на станциях или в ходе игры. Можно выдавать части пазла только в случае успешного ответа на вопрос или выполнения задания и тем самым заставить участников трудится для получения составных частей пазла.

Пантомима - использование движений для передачи темы или для проверки усвоения выученного материала. Можно передавать истории с помощью пантомимы и проверять, поняли ли тебя участники; можно попросить участников подготовить пантомиму на изученную тему. Кроме того, можно разбить группу на две команды, вожатый заранее подготовит карточки со словом или фразой, которые представитель одной из команд должен показать своей команде и если те отгадают, то можно перейти к следующей карточке.

Пересекающиеся круги - способ отбора. Рисуют два пересекающихся круга. Каждый круг обозначает некоторую сферу или тему. Нужно распределить ценности или иные объекты по кругам: некоторые относятся к одному кругу (теме), другие - к другому, а общие для них объекты записывают в пересечение между кругами.

Персонажи ходят и рассказывают о себе - вместо того, чтобы участники переходили от станции к станции, персонажи сами ходят от группы к группе, представляются и чему-то учат участников. Персонажи могут проводить игры с участниками, показывать им картинки и фотографии, а иногда даже просто читать им лекции. Персонажи должны переодеваться или приносить какую-то связанную с данным образом вещь. Они могут оставить группе что-то, что связано с ними.

Писание и другие еврейские источники - можно заранее скопировать отрывки из источников и включить их в задания, загадки или раздать их участникам для прочтения и обсуждения.

Письмо в редакцию - Зачитывается статья или отрывок из нее и предлагается каждому участнику написать письмо автору или одному из героев статьи. Все письма перемешиваются и распределяются между участниками. Каждый из них пишет ответ, как если бы он был адресатом этого письма. После этого письмо с ответом возвращаются написавшему.

Эта методика подходит для пар, групп или полного состава. Все зависит от атмосферы в группе и ее размера.

Позиции (4 угла) - Вожатый задает какую-либо дилемму и представляет 4 возможности ее разрешения. Каждому решению соответствует один из углов комнаты, и каждый участник должен встать в тот угол, который соответствует предпочтительному для него решению. Здесь можно продолжить и провести обсуждение между образовавшимися командами, а можно перейти к следующей дилемме.

Поле чудес - Участники разделяются на небольшие команды. Цель игры - угадать по буквам понятия, связанные с темой занятия. На стене вешается доска с рядом пустым квадратиков по числу букв в данном понятии. Каждая команда в свой ход разыгрывает (с помощью кубиков, рулетки, листков в шляпе и т. п.) число очков, которое она получает, если угадает букву. Если команда угадала букву правильно, вожатый пишет ее на доске на нужных местах, а команда получает очки в соответствии с числом повторений этой буквы в данном понятии. Если догадка была неверна - ход переходит к следующей команде. В конце концов очки получает только та команда, которая угадала само понятие.

Попасть в цель - Изготавливают мишень с различными уровнями сложности, каждый участник бросает что-то и отвечает на вопрос в соответствии с уровнем, в который он попал. Мишень можно использовать и в других методиках.

Постройка модели - Чтобы лучше усвоить и проиллюстрировать материал, участники могут построить модель какого-то места, здания или события, которое они изучали. Кроме того, можно попросить их изготовить модель еврейской общины или чего-то, что они «не проходили», что они должны вообразить - так можно коснуться важных тем, например, структуры еврейской общины. Модель можно строить по-разному: только из природных материалов, из тех материалов, которые выдаются участникам, из мебели, стоящей в комнате, из песка, из папье-маше и т. д.

Почта - Заранее готовят небольшие лиски бумаги и дают каждому участнику ручку. Вожатый играет роль почтальона, который разносит записки   между   участниками.    Участники   пишут   друг   другу   в соответствии  с  наводящими  вопросами и  передают записки через почтальона.

Например: Я на тебя сердит, так как... Я люблю в тебе больше всего... Я чувствую, что в последнее время мы отдалились друг от друга, так как... Я никогда не решался сказать тебе, что... В этот вечер важно создать атмосферу открытости и интимности.

Приготовление пищи - эти мероприятия могут происходить на кухне лагеря или клуба. Возможны самые различные стили и темы для готовки.

Можно разделить участников на группы и каждая группа получит продукты  для   приготовления   части  трапезы;   или   же   вся  группа получает продукты и должна приготовить трапезу на заданную тему. Темами могут быть разные общины, праздники и т. п.

Проблемы на стене - Участники разделяются на две команды, каждая группа получает бумагу, фломастер, клейкую ленту. Группы располагаются у противоположных стен комнаты. По сигналу каждая из групп должна написать на листках как можно больше проблем или высказываний, связанных с заданной темой и приклеить их на стену. После этого команды меняются местами и по сигналу каждая команда должна за то же время дать ответ на как можно больше проблем или высказываний, предложенных другой группой. После этого листы со стен собирают и проводят обсуждение. Каждая команда должна получить только один лист бумаги и фломастер, чтобы поощрить сотрудничество между участниками.

Психолог - 2-3 из участников выходят из комнаты, а тем временем остальные участники выбирают определенного персонажа (например, царя Шломо). Вышедшие участники возвращаются в комнату, задают вопросы и по ответам «да» или «нет» должны угадать, какой персонаж был избран.

Публичное обсуждение (дебаты) - Обсуждение всегда основано на некотором конфликте. Выбирают трех представителей одной точки зрения и трех - противоположной. Каждый из них должен говорить в свою очередь, по порядку: первый из команды «за», первый из команды «против», второй «за» и т. д. Каждый из выступающих может отреагировать на выступивших из другой команды. Кроме того, остальные участники могут задавать вопросы в промежутках между выступлениями. В конце можно провести голосование, в ходе которого зрители решат, кто победил.

Разделение на команды - часто вожатым требуется разбить группу на команды или на пары. Можно попросить самих участников разделиться на команды, можно разделить их в соответствии с тем, как они сидят, а можно воспользоваться каким нибудь способом, связанным с темой обсуждения. Например: если изучается география Израиля, можно проходить перед участниками и каждомы присваивать название города: Тель-Авив, Иерусалим, Хайфа, Тель-Авив, Иерусалим, Хайфа и т. д. Тем самым образуются три команды носящие названия городов. Можно распределять участников по названиям еврейских праздников, четырех видов растений, по именам трех праотцов и четырех праматерей и т. п.

Раковина - заранее уславливаются, что только тот, у кого есть определенный предмет, может говорить.

Расписание встреч - Каждый участник получает листок с изображением часов. Участники должны заполнить свое расписание встреч так, чтобы в каждый час встретиться с другим участником. Вожатый отмечает время и темы, о которой они должны разговаривать и участники проводят встречи в соответствии с расписанием.

Рекламы - После изучения или обсуждения определенной темы, участники должны подготовить рекламы, призванные ввести остальных участников в данную тему, убедить их в ее важности и заинтересовать.

Рисунки - Группа разделяется на две или более команд. Каждая команда в свою очередь выбирает представителя. Представителю дается фраза или высказывание, связанные с темой занятия, а команда должна за определенное время угадать это высказывание по рисункам, которые он рисует. За успешную догадку команда получает очки.

Рыбаки - Устраивается пруд с рыбками, которых участники могут выуживать удочками (с магнитами, крючками и т. п.) и на которых написаны вопросы, задания, призы и т. п.

Рынок - На территории лагеря располагаются лавки, в которых торгуют вожатые или некоторые участники (они могут меняться посменно, так чтобы каждый успел побыть продавцом и покупателем). Рынок может быть тематическим, например по темам: общины, страны, праздниики, имена и т. д. Покупки можно делать на деньги (которые раздаются вожатыми в начале мероприятия) или же путем натурального обмена. Можно открыть рынок после аукциона и тогда покупать на рынке на деньги, оставшиеся от аукциона.

Солнце ассоциаций - Вожатый пишет слово на доске и окружает его кругом. Каждый из участников придумывает какую-то ассоциацию к этому слову и произносит ее. Вожатый рисует от круга линии, похожие на лучи солнца и в конце каждой линии пишет то, что говорят участники. После этого вожатый может задать вопросы об ассоциациях и это составит основу обсуждения темы. Можно нарисовать солнце на картоне и положить его на пол - каждый из участников должен записать свои ассоциации за выделенное время под фоновую музыку.

Составление кроссворда - Участники должны составить кроссворд по теме мероприятия или же из слов, связанных с темой, которые вожатый дает им заранее. При этом можно разбить участников на группы, чтобы каждая группа делала кроссворд для остальных.

Стенгазета - Вожатый распределяет между участниками различные должности в редакции газеты: редакционная статья, корреспонденты, редакторы, иллюстраторы, реклама, графическое оформление и др. Каждый участник получает бирку со своим именем и должностью. Участники получают тему газеты (историческое событие или эпоха, в которую издается газета) и карточки с заданиями для каждого в соответствии с должностью. Например: пишущие редакционную статью получают исторический материал и должны написать колонку редактора, корреспонденты идут на пресс-конференции, которые проводятся в лагере членами персонала, отдел рекламы готовит рекламу газеты с важнейшими заголовками и т. д. Информация может относиться к любой теме, предназначенной для изучения, в особенности это хорошо работает с историческими темами, такими как библейские истории, события, приведшие к разрушению Храма и т. п. Эта методика подходит для мероприятия в группе или во всем лагере -тогда весь лагерь превращается в редакцию, а в конце каждая группа издает свою газету и вывешивает ее в центре лагеря.

Страница Талмуда - Этот метод может применяться при обсуждении актуальных тем. Каждый участник получает один или несколько листков с различными отрывками или комментариями, связанными с темой обсуждения (их следует приготовить заранее). Такой метод порождает динамичное обсуждение, так как в ходе диспута можно легко выбрать различные точки зрения.

Страница Талмуда-2 - На стене вешаются плакаты, в центре которых написана тема обсуждения или связанный с ней небольшой отрывок. Вокруг него пишутся вопросы или замечания, связанные с ним (их следует подготовить заранее).

Каждый участник получает фломастер и пишет на плакатах свое мнение в соответствии с уже помещенными там вопросами и замечаниями.

Это может стать более глубоким стартовым пунктом для дискуссии, так как стадия первичного выяснения личных позиций уже пройдена. Дополнительная возможность - можно подготовить несколько страниц «Талмуда» на отдельных небольших листах и раздать их участникам с тем, чтобы их реакция была более личной и они написали то, что не смогли бы написать на общем плакате.

Суд - Назначаются прокурор, адвокат, судьи, присяжные, свидетели, журналисты, фотографы. Каждая сторона получает определенную информацию по обсуждаемому случаю и должна подготовить свое выступление - речь, свидетели, вопросы к противной стороне и т. д. После этого каждая сторона выступает перед судьями и присяжными, которые и выносят решение по делу.

Такой метод подходит для тех тем, по которому у участников нет однозначного ответа, а обсуждение данной дилеммы интересно для всех.

Табу (Шарады) - Участники должны изобразить своей команде слово, выражение или поговорку, записанную на карточке, не используя слова, написанные на карточке или их синонимов. Например, если на карточке написано «Пурим», то нельзя использовать слова «Мегила», «Эстер», «Ахашверош», «Мордехай», «Аман» и т. п. Вожатый замеряет время и считает, сколько карточек каждой команде удалось разгадать за отпущенное время.

Тайнопись - Вопрос, история или задание записывается «тайным кодом» (шрифтом РАШИ, рисунками, цифрами), к нему прилагается ключ, И лишь после того, как код будет разгадан, участники могут обсудить историю, ответить на вопрос или выполнить задание. Эта методика может сочетаться с играми «Найди клад» и «Знаки на пути», которые описаны в нашей брошюре.

Творчество - В комнате выделяют различные уголки творчества (лепка, рисование, литература, театр, музыка и т. п.). Участники получают текст или статью из газеты, которые могут их затронуть за живое и предлагают им выразить свои чувства в одном из уголков творчества, в соответствии со склонностями каждого.

Тематический вечер - В лагере такие вечера могут завершать изучение некоторой темы для всего лагеря или для отдельных групп. В текущей деятельности такой вечер может открывать или подводить итог некоторой значительной теме, которой посвящено несколько занятий в клубе. Этому вечеру нужно дать определенное название и сообщить о нем заранее, чтобы создать напряженную атмосферу ожидания. Можно предложить участникам подготовить такой вечер -приготовить еду, костюмы, представления, песни и т.п. В такой вечер можно, помимо прочего, организовать карайоке, выступления вожатых, дискотеку и т. д.

Термометр - На одной стене написано «Горячо» (или +100), а на другой «Холодно» (или -100). Участники должны расположиться между этими величинами в соответствии со своим отношением к обсуждаемой теме («горячо» и «холодно» означают противоположные мнения).

Тривия - Группа разделяется на команды. На стене вывешиваются темы викторины, под каждой из них вешаются листки, на лицевой стороне - число очков в порядке возрастания (100, 200, 300 и т. д.), а на оборотной стороне - вопросы. Чем сложнее вопрос, тем больше очков он дает. В свою очередь каждая команда выбирает категорию и число очков (например, природа - 200 очков) и отвечает на соответствующий вопрос. Правильный ответ дает команде соответствующее число очков. Если команда не отвечает правильно, очередь переходит к следующей команде.

 Игры

Игры на знакомство и сплочение

•  «Круг имен»

Ханихи сидят в кругу. Каждый говорит свое имя и дополнительно любое слово, начинающиеся с первой буквы его имени. Следущий говорит имя и слово предыдущего, плюс свое имя и слово и т.д. Последний повторяет имена всех сидящих в группе и названные ими слова.

•  «Охота за автографами»

У каждого участника лист бумаги и ручка. По сигналу все начинают собирать автографы и адреса присутствующих. Цель каждого -собрать как можно больше подписей и адресов (написаных рукой самих друзей, а не "охотником").

•  «Пожалуйста, признайся!»

Ханихи сидят или стоят в кругу, в центре которого находится ведущий. Ведущий называет имя одного из участников игры и добавляет слово "правый" или "левый" и сразу начинает отчет от 1 до 10. Участник, имя которого названо, должен, пока ведущий считает до 10, узнать у стоящего справа или слева (в зависимости от сказаного ведущим направления), имя, размер обуви, рост и рассказать все эти подробности стоящим в кругу, до того, как ведущий окончит счет.

•  «Правда, ложь и фантазия»

Каждый из участников игры должен поведать о себе в трех предложениях, из которых одно - правда, другое - ложь и третье -фантазия. Группа должна догадаться что есть что.

•  «Молекулы»

Участники игры разбиваются на пары и начинают искать что-либо общее, присущее обоим (цвет глаз, общие знакомые, кулинарные

предпочтения и т.д.). По прошествию трех минут пары объединяются в четверки и снова ищут общие для всех составляющие. После этого четверки объединяются в восьмерки и т.д., пока участники не станут одной группой, цель которой найти общий знаминатель для всех ее участников.

•   «Записки»

Каждый ханих пишет на листке бумаги вопрос одному из участников игры, все записки собираются в центре круга (можно в шляпу). Затем каждый из участников вытягивает по вопросу, не обязательно тот, который был адресован ему и отвечает на него.

•  «Кто живет в Белом доме?»

Один доброволец выходит из  комнаты.  В  это  время ведущий выбирает   3-4   ханихов.   Они   садятся   в   центре   и   полностью укрываються белой простыней (тканью). Доброволец возвращается в комнату с завязанными
глазами. Он     должен угадать, кто скрывается под простыней. Он может дотрагиваться до них, а также задать вопрос: "Кто живет в Белом доме?". Тогда "жители" дома должны будут подать голоса.

•  «Бабка вязала»

Ведущий кидает клубок ниток одному из участников игры. Участник оставляет себе немного нитки и кидает клубок дальше, рассказав перед этим пикантную историю о себе. И так по кругу. В конце игры, когда у каждого на руках будет по нитке - собираем клубок обратно.

•  «Третий»

Участники игры сидят в двух кругах - внутреннем и внешнем, лицом друг к другу. В парах, которые образовались таким образом, завязывается беседа, цель которой найти третьего человека, знакомого обоим собеседникам и связанного с ними каким-либо образом. Пары, нашедшие "третьего", расскажут об этом всему кругу. После этого один из кругов сдвигается на одно место и образуются новые пары, с новым "третьим".

•       «Покрывало»

Все участники делятся на две команды, между ними мадрихи с натянутым покрывалом, так что группы не видят друг друга. Близко к самому покрывалу подсаживается по участнику из каждой группы. На счет "три" покрывало резко опускается и участники должны как можно быстрее назвать имена друг друга.Тот, кто был первым, забирает проигравшего в свою команду. Побеждает та команда, в которой в итоге игроков оказалось больше всего.

•       «Вампир»

Участники стоят в кругу, один человек находится в центре - он вампир .Он выбирает себе жертву и медленно начинает к ней идти. Жертва должна найти взглядом другого человека и назвать его имя. Когда оно названо, вампир разворачивается и начинает идти к новой жертве, имя которой огласили. Если имя не назвали - вампир прикасается к первоначальной жертве и жертва становится вампиром. Окончание игры - когда имена всех участников названы.

•       «Концерт с антрактом»

Две команды с равным количеством участников, одна команда составляет внешний круг, лицом к центру, другая - внутрений, лицом к внешнему кругу. Каждый участник сидит на стуле напротив напарника из второго круга. Мадрих дает разные задания, которые напарники должны выполнить. Между указаниями мадрих хлопает в ладоши, показывая, что надо поменяться местами. У слышав хлопок, каждый из внутренего круга передвигается на один стул, образуя новую пару. Игра оканчивается, когда пройден полный круг. Идеи для задания: смотреть друг другу в глаза, изобразить напарника, сидящего  напротив, ругать напарника, делать комплименты ему, вместе смеяться.

•       «Шестерка»

Каждому участнику выдается лист бумаги и фломастер. Первый ход: все делят лист бумаги на 6 частей и пишут свое имя 6-ю вариантами, как можно более интересными. По окончании разрезаем лист на 6 частей и сворачиваем каждую записку. Второй ход: мадрих собирает записки, перемешивает их и предлагает каждому по кругу вытащить любые 6 записок (раскрывать их пока

нельзя). Третий ход: по сигналу все открывают записки. Каждый должен попытаться получить обратно все свои 6 записок с помощью переговоров и обмена с теми, кто их держит. Нельзя отдавать записку, не получив взамен другую. Побеждает тот, кто нашел всю свою шестерку первым.

•       «Туалетная бумага»

По кругу передается рулон туалетной бумаги, участникам предлагается оторвать от нее столько, сколько он хочет. Когда у всех есть оторванный кусочек туалетной бумаги, мадрих предлагает вспомнить столько событий из жизни характеризующих его, сколько есть квадратиков туалетной бумаги у участника.

•       «Пиф-паф»

Все стоят в кругу. Ведущий находится в кругу. Он называет имя человека, стоящего в кругу - тот должен присесть, а участники, стоящие справа и слева от него должны быстро повернуться к друг другу, сложить руки "пистолетом" и сказать:"пиф-паф". Тот кого "убили" (т.е. он сказал "пиф-паф" вторым, либо не успел сказать), выходит в круг - теперь он - ведущий и называет имя. Предыдущий ведущий возвращается в круг.

•          «Часики»

Потребуются листы бумаги по числу участников игры. На каждом листе нарисованы часы. Каждый участник должен договориться с другими участниками, назначив каждому свидание в определенное время. Чтобы не забыть с кем у него встреча и во сколько, имя собеседника вписывают в часы напротив определенного времени. Затем мадрих обьявляет время, например:"Сейчас девять часов!" У кого назначено свидание на девять часов, находят своего напарника и отходят в сторонку. Мадрих обьявляет тему для разговора. Желательно, чтобы темы были ознакомительного характера.Через минуту - две меняется время и соответственно, партнер и тема для разговора. Оканчивается игра по прошествию стрелкой часов полного круга. 

•  «Кто кого спрашивает»

Потребуются листы бумаги, фломастеры, карточки-характеристики по числу участников. На каждой карточке есть вопрос, который заставит ищущего ответ обратиться с вопросом к товарищу и хорошенько его рассмотреть. Мадрих раздает всем карточки, перевернув их. На каждой карточке один вопрос. По сигналу каждый должен устроить опрос так, чтобы быть уверенным, что у него на руках есть правильный ответ. Так как каждый занят своим опросом и должен ответить на вопросы других, игра может длиться 10 минут и больше. Варианты карточек: у кого самый большой размер обуви? Кто первый ребенок в семье? У кого есть велосипед? У кого есть домашние животные? Окончание игры: участники собираются в круг и рассказывают о результатах опроса.

•.   «Ветер дует в сторону того     »

Все участники сидят на стульях в тесном кругу. Мадрих произносит предложение, включающие в себя какой-либо факт: "Ветер дует в сторону того, кто любит носить кольца" или "Ветер дует в сторону того, кто не любит лук" и т.д. Тот, кто считает, что сказанное было о нем, передвигается на один стул и садится на свободный стул, либо на колени того, кто уже сидит на этом стуле. Со временем несколько человек будут сидеть на одном и том же стуле, т.е. один на коленях другого.

•       «Корзина с вещами»

Круг, в центре корзина с различными вещами. Каждого участника просят выбрать одну вещь из корзины. В течении минуты каждый находит имя или прозвище своей вещи и рассказывает коротко "историю ее жизни" и как участник игры встретился с нею. После первого знакомства с "персонажем" каждый расскажет какого его кредо. Окончание игры: один из участников рассказывает с помощью вещи свой вариант начала истории. Тот, кто сидит справа от него,продолжает историю, включая в него свой "персонаж".

•       «Снежный ком»

Понадобится большой ком из бумаги, сделанный из листов разной величины, завернутых один в другой, как капуста. На каждом листе написано какое-либо предложение. Все стоят в кругу. Мадрих бросает "ком" одному из участников. Тот должен снять, как кожуру, верхний лист, прочитать написанное вслух и передать "ком" кому онхочет, но в соответствии с определениями в предложениях. Например: тому, кто одет в сандали; тому, у кого карие глаза; тому, кто умеет хорошо бегать; тому, чей голос тебе нравится; тому, на кого ты немного сердит и т.д. Стоит строить предложения, постепенно усложняя их, то есть на внешних листах более простые, и далее - которые трудно выполнить.

•      «Построения»

Участникам предлагается построиться по определенному принципу в течении конкретного времени. Тот, кто не стоит по принципу, зарабатывает штрафное очко. Варианты принципов: по знаку зодиака, по цвету обуви, по месту проживания и т.д. Побеждает тот, кто набрал меньше всего штрафных очков.

•       «Автомобиль»

Рисуется автомобиль на большом листе бумаги со всеми деталями: фары, дворники, колеса, ручки дверей, руль и т.д.Участникам предлагается после какого-либо мероприятия (например, вечернее шоу) подписать свое имя на той части машины, которой они, на их взгляд, являлись.

•       « Групповой ритм»

Участники сидят в кругу. Кладут левую руку на правое колено соседа слева, а правую руку на левое колено соседа справа. Первый начинает отбивать несложный ритм. Сосед справа, услышав ритм, отбивает его правой рукой (по левому колену соседа). Сосед слева отбивает ритм левой рукой по правому колену соседа. И так далее по кругу. Задача - выдержать ритм.

•       «Групповой отчет»

Ведущий просит участников по очереди считать до 20 (можно с закрытыми глазами). Каждый раз, когда больше одного участника называют одно и тоже число, начинаем считать сначала (ведущий в начале игры определяет время, отпущенное для отчета). Можно устроить обсуждение, что помогло закончить вовремя, что помешало проведению игры.

Подвижные игры

   «Адвокаты»

Ведущий обращается с вопросом к одному из ханихов. Тот, к кому обратились, должен молчать, а его сосед слева наоборот - должен ответить на поставленный вопрос, но не от себя, а от лица того, кого спрашивают -выступить в роли "адвоката". Если опрашиваемый ошибся и ответил вместо своего "адвоката"- он получает штраф, наказание придумывает вся группа. Важно, чтобы игра не сбавляла темп, ведущему надо задавать как можно больше запутывающих вопросов, не давая время на обдумывание.

•   «Почта»

Участники игры становятся в круг. Один из участников с завязанными глазами становится в центр круга. Ведущий дает каждому из участников порядковый номер. Участник с завязанными глазами называет вслух два номера, которые должны поменяться между собой местами. Меняться местами можно тремя способами: пешком, бегом и ползком. Участник с завязанными глазами определяет, каким образом будет происходить перемена мест. Если он прибавит к двум номерам слово "посылка"-участники будут меняться местами ползком, "письмо"-пешком, "телеграмма" - бегом. В то время, когда два участника меняются местами, участник игры, стоящий с завязанными глазами, пытается поймать одного из них. Если ему это удается - тот, кого поймали, становится в круг с завязанными глазами. Если нет - он остается в кругу и игра продолжается.

•   «Два оратора»

Выбираем  двух   участников   группы,   желательно   из  любителей поразглагольствовать  и  просим  их  вместе  выступить  с  речью. Выигрывает тот, кто сумеет окончить свою речь, не прервется и не остановится. Существует несколько видов ораторства: -оба оратора выступают на одну и ту же тему; -ораторы выступают на разные темы;

-ораторы говорят на любые темы, даже если ними не будет ничего общего. Разумеется, им нельзя прерываться.

Для того,чтобы повеселить публику, можно добавить еще одно правило: один из ораторов наденет на голову шляпу, другой будет держать ее в руке. Как только один из них во время своей речи снимет шляпу с головы, другой тут же должен надеть свою шляпу на голову и т.д.

-Также можно дать оратарам по стулу и только один может сидеть. Как только он встает, другой должен немедленно сесть, и т.д.

•                                «Мешочек смеха»

Все участники сидят в кругу, ведущий сидит вместе с ними и держит в руке мешочек. Время от времени он подбрасывает мешочек в воздухе или перекатывает его по полу. Каждый раз, когда ведущий выпускает мешочек из рук, участники начинают смеяться. Как только мешочек возвращается в руки ведущего, участники тут же замолкают.

•                                «Шведские перетягивания»

Делим участников игры на две группы. Группы становятся в два ряда - друг против друга. Их разделяет черта, прочерченная между ними на полу. Цель группы - перетащить за руки в свою группу как можно больше участников из другой группы. Тот, кого перетянули из другой группы считается пленным - садится в стороне и уже не принимает участия в игре. Дополнительные правила: шведские перетягивания смехом. По тому же принципу, что и "перетягивания за руки", только тут, для того, чтобы взять в плен, нужно рассмешить соперника. Рассмеявшийся попадает в плен.

•                                «Пишем вместе»

Участники сидят в кругу (желательно за столом). Перед ними листы бумаги и ручки. По сигналу каждый участник пишет одно предложение, которое может быть началом рассказа. Складываем бумагу так, чтобы не было видно первого предложения и передаем соседу слева, говоря ему при этом последнее слово предложения. Получатель "рассказа" добавляет к нему еще одно предложение, связанное с последним словом предыдущего. Опять складывает лист так, чтобы не было видно написаного и передает дальше. Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не скажет: "А теперь пишем предложение завершающее рассказ". В заключении открываются рукописи   и каждый читает рассказ, что у него в руке - рассказ, написанный всеми.

•       «Рисуем вместе»

Как и в игре "пишем вместе". Только со следующими изменениями: все участвуют в общем рисунке. Первый рисует то, что над головой - шляпу, солнце, птиц, небо. Сворачивает бумагу так, чтобы остались видны лишь последние штрихи его рисунка, от которых можно будет продолжать рисовать дальше. Второй рисует голову. Он может рисовать какую угодно и чью угодно голову- человека, зверя, чудовища. Сворачивает и передает дальше...Последний художник дает имя картине (ему по сути неизвестной, так как вся "картина" сложена). В заключении проводится выставка получившихся работ...

•   «Али-баба»

Участвуют две группы,  стоящие одна напротив другой.  Члены группы держатся за руки и создают "стену". Начинается диалог:

Первая группа: "Али-баба!",

Вторая: "Что вы хотите?!",

Первая: "Разбить стену!",

Вторая : "Кого вы хотите?",

Первая группа выкрикивает имя участника из противоположной группы. Тот, чье имя назвали, бежит во вторую группу, его задача разбить их стену. Если у него получилось - он возвращается в свою группу   с   двумя   ханихами,   не   выдержавшими   его   напора   и опустившими руки. Если нет - он остается в группе, в которой не смог разбить стенку. Цель каждой – группы привести к себе как можно больше людей.

•       «Подмигивание»

Делимся на две группы. Первая группа - "заключенные", сидят в кругу на стульях, за каждым стулом стоит "охранник". В кругу один свободный стул. "Охранник" свободного стула подает знак подмигиванием одному из "заключенных", тот в свою очередь должен вскочить и перебежать на свободный стул. Если его "охранник" разгадал его намерения и успел дотронуться до него -"заключенный" остается на месте и ждет следующего шанса. Если не дотронулся - он превращается в "охранника" без заключенного и подмигиванием ищет себе "заключенного". После определенного времени группы меняются ролями.

•  «Пение сирены»

Две группы сидят одна напротив другой. Члены групп держат друг друга за руки. По сигналу первый сидящий в каждой группе начинает напевать что-нибудь с закрытым ртом и продолжает, пока не кончится дыхание («на одном дыхании»). Когда он чувствует, что не может дальше (возможно так же и по другой причине, рассмеялся) - пожимает руку соседа и тот сразу продолжает, перехватывая напев предыдущего. Не должно быть и секунды тишины в каждой из групп. Выигрывает группа, окончившая последней свое "пение".

Возможны также другие варианты: не петь, а свистеть или считать на одном дыхании. Например, первый начинает считать начиная с единицы и продолжает до "последнего вздоха", последу щий перехватывает счет и продолжает с последней цифры предыдущего. Выигрывает группа, пришедшая к наибольшему числу.

•  «Апплодисменты»

Две группы сидят одна напротив другой. Между ними сидит мадрих. Мадрих подымает правую руку и группа, сидящая по правую сторону хлопает один раз, подымает левую руку - хлопает группа, сидящая слева. Ведущий постоянно меняет руки, наращивая или замедляя темп. Правила:

1) Игрок, который ошибся, переходит в конец линии.

2) Если вся линия ошиблась, группа проиграла.

•  «Слови стул»

Группа стоит в кругу, перед каждым стул. Участники держат каждый свой стул, причем стул держится только на двух ножках. По сигналу каждый

должен словить стул, находящийся справа или слева от него, в зависимости от сигнала. Тот, кто не успел поймать стул соседа -выходит из игры вместе со стулом.

    «Найди свое место»

Группа сидит в кругу на стульях. Один из участников в центре круга без стула, его цель - занять чье-то место. Цель группы - не дать ему занять стул при переходе с места на место, которое делает группа по часовой стрелке. Чтобы дать стоящему в центре больше шансов занять место на стуле, можно менять направление переходов.

•       «Музыкальные стулья»

Стулья в двух рядах, спиной к друг другу. Число стульев на один меньше, чем число участников игры. Когда ведущий включает музыку, участники начинают ходить вокруг стульев. При остановке музыки они должны занять место на стуле, как можно быстрее.Тот, кто не успел занять стул, выбывает из игры.Убираем лишний стул и продолжаем играть.

•       «Рукопожатие»

Две команды. Обе сидят полукругом, так, что каждый держит руку товарища, находясь у него за спиной. Мадрих держит обеими руками руки первых в командах и пожимает им руки несколько раз (в каждом туре разное количество). Участник, которому пожали руку, должен передать рукопожатие следущему и т.д. Последний в каждой команде говорит сколько рукопожатий до него дошло.Выигрывает тот, кто раньше сказал правильное число.

•       «Перестроения»

Все участники сидят на стульях в два ряда, друг напротив друга на расстоянии полтора метра. Первый ход: мадрих медленно считает от одного до пяти. За это время все должны распределить свои действия так, чтобы на счет "один" встать, а на счет "пять" сесть, молча и бесшумно. Второй ход: мадрих считает от одного до десяти. За это время надо встать на "один" и сесть на стул соседа на счет "десять". Участники, сидящие по краям должны пересесть на стул в другом ряду. Третий ход: мадрих считает от одного до пятнадцати. На счет "один" - встать, на счет "пятнадцать" сесть на стул своего соседа в ряду напротив. Можно усложнить задание: например, участники при переходах не должны касаться друг друга.Четвертый ход: мадрих считает от одного до двадцати. На счет "один" встать. На счет "двадцать"-перейти на место в противоположном ряду вместе с своим стулом.

•       «Одна бабка сказала....»

Участвуют три команды. Каждая садится в ряд, у последнего в ряду ручка и лист бумаги. Первые (по одному из ряда) подходят к мадриху и получают от него подробное "сенсационное сообщение", начинающееся словами: "Одна бабка сказала....". Например: "Одна бабка сказала, что Яша учит японский язык, вчера он был в библиотеке и взял пять огромных словарей, два с красной обложкой и три с черной". Получивший сообщение передает его второму в ряду шепотом, тот передает следущему и т.д. Последний, получив сообщение, записывает его и передает мадриху. Побеждает команда, передавшая сообщение с наименьшими искажениями и закончившая первой.

•       «Что изменилось?»

Команды стоят в два ряда. У каждого участника есть напарник в ряду напротив. В течении определенного времени напарники рассматривают друг друга и стараются запомнить подробности одежды, прически, черты лица. По сигналу они поворачиваются спиной друг другу и меняют 4 разные детали в своем облике. Задача - в течении минуты они должны найти эти 4 различия друг у друга. По числу найденых изменений каждый получает очки. Затем меняются пары и все начинается снова. В конце подсчитываются очки и обьявляется победитель.

•       «Жаба»

Записки по количеству участников. На каждой записке написано "жаба" и название какого-либо другого животного. Участники игры стоят в кругу. Мадрих раздает всем по записке. Все должны прочитать название животных, так, чтобы другие не видели. Мадрих просит всех положить руки на плечи рядом стоящих и обьявляет животного. Тот, у кого в записке есть это животное, должен поджать ноги под себя и сесть на пол. Двое других, стоящих рядом, должны не дать ему этого сделать, пытаясь тянуть его наверх. Через несколько туров мадрих говорит "жаба!". Участники, не зная, что это название есть у всех, все как один садятся на пол.

•       «Испорченный телефон»

Перед игрой мадрих выбирает короткий рассказ, в котором есть множество мелких подробностей. Выбирается команда из пяти человек. Один остается в комнате, остальные выходят и у каждого из них есть номер от двух до пяти. Мадрих читает оставшемуся вслух рассказ, сопровождая чтение различными движениями. Затем приглашается участник под номером два и его товарищ рассказывает ему ту же историю, сопровождая рассказ движениями мадриха. Затем приглашается участник под номером три, затем четыре и так дал ее.... По окончанию мадрих повторяет первоначальный вариант, сопровождая его теми же движениями и участники находят различия.

•       «Перескажи рисунок»

Пары сидят спиной к друг другу. Каждый участник имеет два чистых листа и принадлежности для рисования. Первый ход: в течение 2 минут каждого участника просят нарисовать простой рисунок, скрывая его от напарника. Второй ход: по сигналу один из пары начинает как можно более подробно описывать свой рисунок, тогда как его напарник старается точно выполнить все указания и нарисовать рисунок как можно более похожий на рисунок товарища. По прошествии времени мадрих дает сигнал и напарники начинают сравнивать свои рисунки.

•       «Контакт»

Все сидят в кругу. Один из участников загадывает слово и говорит его первую букву. Все остальные по кругу должны задавать ему вопросы, чтобы ответом было слово, которое начинается с названной  буквы.  Он  должен догадаться,  какое  слово является ответом и ответить:"нет, это не " или "да, это....". Например, загадано слово "камера". Загадавшего спрашивают: "Это не такое насекомое, которое летает и жужит?", он должен быстро догадаться, что имеют в виду и ответить: "нет, это не комар". Если загадывающий не смог ответить на вопрос, то он будет должен открыть еще одну букву в загаданном слове. В случае, если кто-то знает ответ на вопрос, он говорит: "контакт" и на счет три произносит это слово вместе с теми, кто тоже сказал контакт.

•   «Искусствоведы»

Группа делится на тройки. У каждой тройки бумага и фломастер. Каждая тройка рисует рисунок на углу листа и передает его группе справа. Каждая тройка пытает дать название рисунку, который был ей передан. Сразу после этого они должны сложить лист так, чтобы не было видно рисунка, а только данное ему название. По сигналу ведущего они должны передать лист следущей тройке справа. Следующие задание - нарисовать рисунок, подходящий к названию. Затем нужно сложить лист так, чтобы название было закрытым и виден только новый рисунок. И снова, по сигналу мадриха передают лист тройке справа. Можно прекратить игру после 3-4 передач или продолжить ее по всему кругу. По окончанию игры каждая тройка проверяет, что "накрутилось" на их первый рисунок.

•       «Развитие»

Игра построена на 5 стадиях, которые должны пройти участники: амеба -крокодил - осел - обезьяна - человек. Все участники начинают как амебы. Переход к более высокой стадии происходит при встречи двух амеб. Они играют в "Камень, ножницы, бумага". Победитель подымается на один уровень. Участники определяют, кто есть кто по характеризующим его развитие движениям и голосу. Амебы двигаются как амебы, обезьяны кричат и так далее... Победителем становится тот, кто первым станет человеком.

•       «Лист из книги»

Группа делится на пятерки. У каждой 5 листов и фломастеры. Первый ход: в течение заранее оговоренного времени каждая пятерка придумывает сказку для детей и пишет ее на 5 листах, что находятся у нее в распоряжении. По истечении отведенного времени мадрих собирает у всех листы, перемешивает их и скрепляет в одну брошюру. Количество листов должно совпадать с количиством участников игры. Второй ход: все в кругу. Мадрих дает каждому возможность взять один лист, не глядя, что там написано. Третий ход: по сигналу все начинают собирать оставшиеся части от сказки. Побеждает команда, первой собравшая все части сказки. В конце зачитываются все рассказы.

•       «Слови-ка меня»

Все делятся на две группы и встают друг напротив друга в ряд.Участники стоят с вытянутыми руками. Каждая группа по очереди выбирает представителя, который идет в противоположную группу. Он ударяет по руке 3 человек. Первому говорит: "Слови", второму: "-ка", третьему: "меня" и убегает. Тот, кого ударили третьим, должен побежать за ударяющим, поймать его до того, как он вернется в свою группу и займет свое место. Если он успел поймать его, то бьющий переходит во вторую команду, если нет -догоняющий присоединяется к команде бьющего.

•       «Атомы»

Ханихи беспорядочно гуляют по комнате. Когда ведущий говорит число (от двух до пяти), ханихам нужно разбиться по группам. Число людей в группе должно соответствовать сказанному ведущим числу. Тот, кто остался без группы, выходит из игры.

•       «Сильный круг»

Участники стоят по кругу, держась за руки, один стоит в центре круга, не двигаясь с места. Когда мадрих обьявляет "вправо", "влево", "назад", "вперед", команда должна быстро двигаться в указаном направлении. Команда должна двигаться в быстром темпе, держась за руки и остерегаться дотронуться до стоящего в центре. Два участника, руки которых расцепились или участник, коснувшийся стоящего в центре, получают штрафное очко. Победитель с наименьшим количеством штрафных очков.

Игры в мяч

•  «Замри»

Участники игры рассеяны по площадке, в руках одного из них мяч, который он подбрасывает вверх, выкрикивая имя одного из товарищей. Когда названо имя, его владелец спешит поймать мяч, остальные разбегаются. Если он поймал мяч, пока тот не коснулся земли - он быстро выкрикивает имя другого, который пытается в свою очередь поймать мяч. Если он не ловит мяч - он должен бежать за мячом, схватить его и попытаться задеть одного из ближайших к нему игроков. Поэтому сразу же, как он поймал мяч, он должен крикнуть "Замри!". Услышав команду, участники застывают, и теперь он выбирает кого-нибудь поближе, чтобы кинуть в него мяч. Если тот поймал мяч - он спасся. Если упустил -он получает штрафное очко. Тот, кто набирает три штрафных очка получает прозвище "Батата". В продолжении игры участники называют его этим прозвищем. Выигрывает тот, кто остался без прозвища.

•  «Китайский футбол»

Участники игры стоят в кругу, расставив ноги на ширину плеч. Между соседями по кругу расстояние между ногами должно отсутствывать. Все наклоняются вперед, защищая свои "ворота" -расстояние между ногами. Цель каждого - забить как можно больше голов в ворота соперников (кроме соседей справа и слева). Тот, кому забили один гол, продолжает игру с одной рукой, дважды -становится спиной к кругу, трижды - спиной к кругу и с одной рукой. После четвертого пропуска выбывает из игры.

•  «Двадцать одна передача»

Все стоят по кругу, в руках одного из них мяч. Один из игроков стоит в центре круга. Участники игры должны передать друг другу мяч 21 раз, так, чтобы стоящий в центре не смог его коснуться. Если он сумел дотронуться до мяча - он меняется с тем, кто бросал мяч и отсчет бросков идет сначала. Если стоящий в центре так и не смог коснуться мяча - его штрафуют. Штраф придумывает группа.

•       «На простыне»

Участники стоят в кругу и держат натянутую между ними простынь. На простыне мяч. Цель - скинуть мяч на пол встряхиванием простыни. Но так, что бы мяч не упал через край игрока, а только через край соперника.

•       «Головокружительный мяч»

Участники стоят в кругу со скрещенными на груди руками. Один стоит в центре круга и у него мяч. Игрок в центре передает мяч стоящим в кругу, пытаясь запутать их. Если мяч брошен в сторону участника - тот должен поймать его двумя руками. Если он запутался и протянул руки принять мяч, а мяч был на самом деле брошен другому - он получает штрафное очко.То же самое, если он не смог поймать брошенный ему мяч.

Гонки (перегонки)

Перегонки. Разные игры наперегонки очень похожи в своей основе. Ход игры: строимся в две шеренги. По сигналу каждая из групп старается выполнить задание как можно быстрее. Мы предлагаем вам несколько вариантов игр:

•       «Обычные»

У первого стоящего в шеренге в руках палочка.По сигналу он должен добежать до финиша, вернуться к своей группе и передать палочку следущему игроку в команде. Победитель - группа, в которой все пробежали до финиша и вернулись в группу.

•       «Наперегонки со стульями»

Группы строятся в шеренги, у каждого участника стул. Все встают на стулья. Их задача - после сигнала первым добраться до финиша, перенося последние стулья вперед и таким образом продвигаясь.

•       «Перегонки с завязаными ногами»

Участникам, стоящим друг за другом в шеренге, завязывают ноги. Правую ногу привязывают к левой ноге соседа справа, левую - к правой ноге соседа слева. Таким образом им нужно добежать до финиша и вернуться.

•       «Гонка башен»

Группа делится на команды по 5 игроков и более. Каждая команда стоит по кругу, спиной к центру. Участники скрепляют руки. Двое находятся в центре круга и один сидит на спине у другого. По сигналу, каждая команда должна передвигаться в таком положении и добраться первой до определенной линии.

•       «Гонка грейпфруктов»

Две команды, в команде все делятся на пары и встают в колонны. У первой пары в каждом ряду грейпфрукт и участники должны держать его на лбу. По сигналу напарники бегут к заранее установленой цели, добегают до нее и возвращаются обратно к команде. Они передают грейпфрукт следующей паре, кладущей его на лоб и вперед к цели!

•   «Гонка хромых»

Группа делится на шестерки. В каждой из них две тройки: "А" и "Б". Каждой тройке связывают ноги так, что ноги среднего привязаны к ноге товарища слева и справа. Двое крайних держат стаканчики с водой. По сигналу тройка "А" бежит к заранее установленной цели, стараясь не разлить воду. По их возвращению к цели бежит тройка "Б". Выигрывает самая быстрая шестерка не разлившая воды.

Пятнашки

•  « Цепные пятнашки»

Игра начинается с одного пятнающего. Каждый, кто пойман, берется за руки с ведущим. Таким образом образуется цепочка. Чем больше пойманых, тем длиннее цепочка.

•  «Больница»

Цель пятнающего в этой игре - "заразить" как можно больше "больных", дотрагиваясь до них. Тот, до кого дотронулись один раз, считается "раненным" и продолжает игру с руками за спиной. Тот, до кого дотронулись дважды - "присмерти" и, в дополнение к рукам за спиной, он начинает прыгать на одной ноге. Третье касание -игрок "мертв", лежит на полу и не двигается.

Другой вариант: тот, до кого дотронулись, может продолжать игру, держась за ту часть тела, куда было прикосновение. И так "больной" будет бегать, пока у него уже не будет возможности придерживать все "зараженные" части тела.

•  «Лиса, курица и цыплята»

Лиса (ловящий), остальная группа выстраивается в шеренгу (участники держат друг друга за талию), первый в шеренге - курица, остальные цыплята. Хитрый лис постарается поймать последнего стоящего в шеренге цыпленка, цель курицы и остальных цыплят не дать ему сделать это.

•       «Цветные пятнашки»

Ведущий, цель которого запятнать как можно больше участников, называет цвет. Убегающие могут спастись, если дотронутся до этого цвета (на своей одежде, на предметах в комнате).

•       «Пятнашки с хвостиком»

Каждый из участников получает кусочек веревки и заправляет ее сзади, как хвостик. Цель каждого участника - поймать как можно больше хвостов и не потерять свой. Тот, у кого украден хвост -выходит из игры.

•       «Осьминог»

Эти пятнашки лучше проводить в небольшом помещении. Есть один ловящий, остальные убегают. Когда один из участников пойман, он превращается в осьминога. Замирает в одном месте, вытягивает руки в стороны и начинает ими вращать. Тот, до кого он дотрагивается, становится осьминогом. Так количество осьминогов растет и убегающим в комнате становится все теснее и теснее.

•       «Пленные»

Цель каждого играющего - взять в плен как можно больше игроков и не попасть в плен. Чтобы взять в плен, достаточно ударить игрока мячом, но так, чтобы он не смог поймать его. Если он его поймал, то кидающий становится пленным словившего мяч. Когда кто-то попадает в плен, все его пленные освобождаются.




на главную
Hosted by uCoz