Free
Хинух

Ханука
Пурим
Песах

   

С Б-жьей помощью

  Хинух (Воспитание)

Испокон веков – с тех пор как мы стали народом – важнейшей обязанностью и главным стремлением еврейских родителей было воспитание детей в еврейском духе. Сто лет назад в черте оседлости самым радостным и значительным для отца был день, когда, окутав трехлетнего сына в молитвенный талес, он на руках уносил его в хедер. В этот день ребенок приступал к изучению «Алеф-бейс» и отправлялся в путь к вершинам Торы, озаренным светом мудрости, чистоты и благородства. Впоследствии он мог стать ученым или скромным ремесленником, но в обоих случаях, полученные в хедере нравственные критерии, позволяющие ему отличать добро от зла, порядочность и благородство от бесчестия и лжи, – оставались с ним навсегда. С их помощью человек уверенно шагал по жизни, ясно представляя себе цель своих усилий. Он охотно помогал ближним, а в трудную для себя минуту знал, где найти совет.

В бурном двадцатом веке очень многие семьи трагически отошли от Торы и вырастили детей без еврейского мировоззрения, без корней в еврейской нравственности и этике. Упадок еврейского воспитания привел к тяжелым последствиям. Согласно Торе, события во Вселенной, положение вещей в мире и благополучие еврейского народа в особенности зависят от усердия и успеха евреев в выполнении миссии, возложенной на них Творцом. Наше оружие и наша защита – исполнение заповедей Торы, среди которых, быть может, важнейшая и решающая – еврейское воспитание, преемственность поколений. Всякий раз, когда враждебные нашему народу силы активизируются, евреи подвергают ревизии свой образ жизни и – прежде всего – воспитание молодого поколения.

Вот почему в это тревожное время Любавичский Ребе, Рабби Менахем М. Шнеерсон, обратился ко всем евреям мира с призывом радикально улучшить еврейское воспитание детей. Учитывая, что воспринятое ребенком в раннем детстве накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, Ребе делает особенный упор на воспитание маленьких детей. Вместе с тем, подчеркивает Ребе, и взрослый человек, не получивший еврейского образования, остается ребенком в еврействе.

«Сейчас, как никогда ранее, – говорит Любавичский Ребе, – на каждом из нас лежит задача и привилегия содействовать образованию еврейских детей: детей в буквальном смысле этого слова и «детей» – с точки зрения их знаний Иудаизма... Нельзя судить о возрасте человека только по свидетельству о рождении. Убеленный сединами семидесятилетний старик может быть в некотором смысле похож на ребенка, который ползает на четвереньках».

Еврейское образование не заканчивается на школьной скамье. Оно продолжается всю жизнь, ибо главная обязанность человека, если он человек, с каждым днем становиться мудрее и лучше.

Царапина на душе

Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона
Цитируя пророчество Ишайи: "И все твои дети научатся Б-гу, и великий мир снизойдет на твоих детей», Любавичский Ребе призвал всех еврейских родителей дать своим детям образование в духе Торы. Тем самым исполнится первая часть пророчества: «твои дети научатся Б-гу», и ускорится исполнение второй его части: «и великий мир снизойдет на твоих детей».
«Каждый еврейский ребенок без исключения, – говорит Ребе, – обладает мощным потенциалом в изучении Торы, и для этого изучения должны быть созданы все условия».
Евреи! Будущее ваших детей, Торы и Израиля – в ваших руках!

В каком возрасте следует приступать к воспитанию наших детей в духе Торы? Некоторые утверждают, что следует подождать, пока...

Ребенок научится понимать. Многие родители считают, что не может быть и речи о воспитании ребенка, пока он не понимает, чему его учат. Поэтому они откладывают образование детей до семи-восьми лет. Такая точка зрения противоречит мнению мудрейших Талмудистов, которые утверждают, что образование должно начинаться, когда...

Ребенок учится говорить. Как только он начинает складывать первые слова – обычно на втором году жизни – его следует обучить фразе: Тойро циво лону Мойше, мойрошо кхилас Яакойв – «Тору заповедал нам Моше – наследие общины Яакова». Само собой разумеется, ребенок слишком мал и не понимает, что такое Тора, кто такой Моше, кто заповедал нам Тору и что такое община Яакова. Тем не менее он должен выучить эти слова, которые станут первым законченным предложением в его жизни. Но даже и это еще не начало еврейского образования. Оно начинается, когда...

Ребенок еще в колыбели. Современные психологи «открыли» недавно, что и новорожденный в состоянии воспринимать окружающее, – факт, давным давно известный еврейским матерям. Из поколения в поколение еврейские женщины убаюкивали грудных детей, напевая им колыбельную «Рожинкес митн Мандлен», где говорится о ценности и значении Торы. И ребенок, который еще не мог произнести ни слова, уже получал еврейское воспитание! Но все-таки раннее воспитание начинается еще до колыбели. Еврейское образование – Хинух – начинается, когда...

Ребенок еще не родился. Силы, формирующие будущий характер и поведение ребенка, вступают в действие еще до его рождения – когда он развивается в теле матери. Как химический состав питания матери может повлиять на физическое благополучие эмбриона, так и духовная природа ее питания – кошерность пищи – влияет на духовное развитие еще неродившегося ребенка. Согласно Торе, воспитание ребенка начинается до его рождения и...

Даже раньше. Талмуд рассказывает, как группа ученых установила причину необъяснимо анормального поведения одного из детей. Выяснилось, что его мать при зачатии не соблюдала Тахарас Хамишпаха – законов семейной чистоты.

Следовательно, Хинух – это не просто запись ребенка в еврейскую школу после того, как он заучивает наизусть все телевизионные рекламы и его коэффициент интеллектуального развития достигает восьмидесяти процентов. В действительности воспитание начинается гораздо раньше: когда ребенок учится говорить, когда он еще в колыбели, до его рождения и, наконец, в самый ответственный период – до его зачатия – соблюдением законов семейной чистоты.

Современные еврейские родители часто страдают от необузданной распущенности и недисциплинированности своих детей. Тора объясняет нам, в чем главная тому причина: их родители не провели детей через перечисленные выше стадии Хинух...

Осознание приходит постепенно. Тора сравнивает человека с деревом, а праведника, святого человека, – с цветущей пальмой. Наши Мудрецы утверждают: праведник – живет вечно. «Он жив, пока живет его семя». В данном случае слово «семя» означает – «дети, потомки или последователи». Избрав для объяснения этой мысли слово «семя», наши Мудрейшие передали нам идеи и ассоциации, вызываемые этим словом. Одна из них – удивительный процесс развития маленького семени, многократно воспроизводящий родителя: будь то колос пшеницы или плодоносное дерево.

Дать образование ребенку – все равно что посеять зерно. Но воспитание намного сложнее. Оно скорее напоминает выращивание фруктовых деревьев с особыми свойствами, которые в свою очередь будут воспроизводить себя из поколения в поколение. Чтобы дать нашим детям подлинно еврейское образование, нужно затратить очень много времени и усилий.

Другая мысль, которую передает нам Талмуд, используя слово «семя», – мысль о заботе, необходимой молодому растению или семени в период роста, и о том, что дополнительные усилия, затрачиваемые в эту пору, в конечном счете вознаграждаются.

Если сделать зарубку на зрелом дереве, порез не распространится и поврежденным останется только то место, где ударил топор. Но одна царапина, нанесенная на семя до его посадки, способна деформировать все дерево.

Если взрослый человек при каких-то обстоятельствах, упаси его Б-г, идет на компромисс в исполнении Мицвот, вполне возможно, что устои и привычки, заложенные с ранних лет, одержат верх и он вернется к полному соблюдению Торы. Ребенок же, воспитанный в духе компромисса, будет навсегда лишен чувства естественного стремления к Торе. «Царапина» на его душе может углубиться и привести к духовному увечью...

Вручая Тору народу Израиля, Всевышний потребовал поручительства тому, что евреи будут изучать и выполнять ее законы.

В Мидраше сказано, что первыми поручителями, которых выдвинул народ, были наши праотцы – наши родители. Но Всевышний отклонил такую гарантию, сказав: «Ваши поручители сами нуждаются в поручителях» – т.е. не лишены недостатков.

Один из таких недостатков можно легко подметить, наблюдая отношение взрослых детей к своим родителям. Да, мы относимся к ним с уважением и почтением и даем им все, что в состоянии дать. Мы стараемся, чтобы рядом с их домом была красивая синагога и чтобы у них было место для изучения Торы. Но когда отец высказывает свое мнение относительно Торы и просит сына соблюдать субботу, когда отец объясняет сыну жизненную важность Торы и ее заповедей, когда отец утверждает, что священные заповеди так же важны в «новом мире» – Соединенных Штатах, как и в «старом мире» – в Синайской пустыне, – сын не желает слушать.

Такие сыновья могут с уважением отнестись к просьбе отца: дадут ему деньги на благотворительные цели или даже пожертвуют по выбору отца на любую Иешиву, но когда дело доходит до отцовских наставлений в Торе, сын говорит: «Занимайся собственными делами, оставь меня в покое и не указывай мне, как себя вести. Я – современный еврей, я живу в Америке двадцатого столетия и пытаюсь приспособить к ней Иудаизм и Шулхан Арух (свод еврейских законов). Как может современный еврей жить по законам, установленым три тысячелетия назад для примитивного племени, странствовавшего по пустыне?»

Родители, к которым так относятся их собственные дети, не могут быть надежными поручителями – Б-r не примет их.

Более того: поручители, воспитавшие детей с подобным складом мышления, в свою очередь воспитаны негармонично.

Если бы их родители обучали их Торе надлежащим образом – с истинной верой и преданностью – дети сохранили бы такую же искренность и преданность Торе, поскольку эти качества могут быть переданы только личным примером.

Но родители, обучающие детей Торе в духе рационалистического подхода, не могут ожидать от них преданности Торе. Если Тора и Идишкайт всего лишь предмет в общем расписании занятий, приравненный к любому другому предмету, ребенок начинает читать Тору рационально и беспристрастно. «У тебя, – скажет он позднее отцу, – были определенные взгляды на жизнь, и ты поступал в соответствии с ними. У меня свои взгляды – я хочу вести себя иначе. Ведь это ты учил меня, что любая вещь, включая Тору, подлежит рациональному анализу».

Такие родители «сами нуждаются в поручителях». Их преданность учению Торы была недостаточной для внушения ребенку доверия к Иудаизму.

Как известно, мы предложили Всевышнему поручителями наших детей, и эта гарантия была принята, потому что мы сказали: «Посмотри, как мы учим наших детей, и Ты увидишь, что нам можно доверить Тору».

Заботливый отец всегда желает, чтобы его дети были лучше, чем он сам. Если у него есть какие-то недостатки, он винит в этом других, винит в этом Всевышнего, даже винит в этом немного себя, но делает все от него зависящее, чтобы эти недостатки не перешли к его детям.

Каждый отец, достойный этого имени, желает, чтобы в детях не повторились его страдания. (Мы не говорим об аморальных родителях, которые разрывают семейные узы и считают, что их внутренний мир – это вся вселенная, а дети – обуза.) Настоящие родители готовы пожертвовать всем для детей: они беспокоятся о них больше, чем о самих себе; они не останавливаются перед расходами и трудностями в стремлении дать ребенку образование, даже если сами неграмотны.

Несомненно, что истинное представление отца о самом себе отражается в его честолюбивых стремлениях по отношению к ребенку. По каким-то причинам человек не достигает поставленных перед собой целей или вожделенного положения в обществе, но он сделает все возможное, чтобы этих целей или такого положения добились его дети. Честолюбивые планы отца в отношении сына позволяют понять честолюбие, заложенное в нем самом. И если отец искренне учит сына Торе, можно не сомневаться – он желает познать ее сам.

Когда еврейский народ предложил своих детей поручителями и обратился к Б-гу с просьбой считать этих детей евреями, изучающими и соблюдающими Тору в любом аспекте жизни, – Всевышний убедился в искренности его стремлений. Он принял таких поручителей и дал им Тору.

Что значит быть евреем?

Мы прибыли в свободную страну. Кем будут теперь наши дети, когда они вырастут? Конечно евреями.

Но будут они гордиться своим еврейством...

... или, как раньше, стыдиться его? Это зависит от нас с вами... ... и от воспитания наших детей.

Подрастая, еврейские дети часто спрашивают себя или окружающих: «Почему я еврей? Что такое иудаизм? Нужен он мне или не нужен?» И это вполне естественно.

Представьте себе их огорчение, их досаду и обиду, если нет никого вокруг, кто знает ответ на эти вопросы, ответ, наполняющий гордостью за свое еврейство. Родители, друзья, чужие люди – все называют ребенка евреем, а он не понимает, что это значит – еврей, в чем смысл его причастности к народу, образ жизни которого пережил тысячелетия.

Да, замешательство, разочарование и... гнев! Нет ни малейшего сомнения, они в конце концов скажут себе или вслух: «Во всем виноваты мои родители! Они никогда не объясняли мне, что значит – быть евреем, и не посылали меня в школу, где этому обучают. Как же я могу начать учиться сейчас, когда у меня множество дел и когда в моем возрасте стыдно признаться в своем невежестве!..»

Сегодня многие родители считают излишним посылать детей в Иешиву. Обычно они ограничивают еврейское образование ребенка одной воскресной школой и то лишь потому, что в воскресенье хочется поспать подольше. Ребенок уходит утром в школу и не мешает им, а, вернувшись домой, приступает к «обычному» образованию – телевидению, кино и бейсболу.

Даже в самых тяжелых условиях изгнания духовные лидеры нашего народа понимали, что истинное еврейское образование – основа и краеугольный камень нашего существования, что оно должно продолжаться, несмотря ни на какие преграды...

Перед тем как дать Тору сынам Израиля, Всевышний потребовал гарантий, что ее принципы будут соблюдаться. Евреи ответили, что за них ручаются их отцы. Но эта гарантия не была принята. Тогда в качестве поручителей были предложены пророки, но и это ручательство не было принято Б-гом. Лишь когда сыны Израиля заявили: дети – наша гарантия, им была дарована Тора. В этом заложен глубокий смысл, особенно важный в наш век.

Если в каких-то еврейских кругах начинают думать, что изучение и соблюдение законов Торы – удел «отцов», т.е. пожилых людей, или «пророков» – раввинов, посвятивших себя религии, то со временем в этих кругах Тору забывают. Таких евреев всегда поражала ассимиляция, и они исчезали из истории Израиля. Лишь те общины, где «гарантами» соблюдения Торы считались дети и где свято соблюдались принципы традиционного еврейского воспитания, смогли пронести светоч Торы и еврейское самосознание сквозь века и страдания.

Еврейское воспитание начинается с колыбели, когда мать или бабушка укачивает ребенка колыбельной песней, в которой говорится, что Тора – самая– большая драгоценность. Когда ребенок начинает говорить, отец разучивает и ежедневно повторяет с ним слова из Пятикнижия: «Тору заповедал нам Моше – наследие общины Яакова» и объясняет ценность этого наследия понятными и простыми словами: «Тебе понравилась игрушка, которую подарил дедушка? А знаешь ли ты, что Тора намного лучше этой игрушки и многого другого. Ты это пока не понимаешь, ты еще не учил Тору, но когда ты научишься читать – ты поймешь, что это действительно так». Позже ребенок начинает изучать Танах, Талмуд, книги раввинов и мыслителей и убеждается, что действительно нет ничего лучше, нужнее, мудрее и справедливее Торы.

Одна из основных задач еврейского образования – в подготовке ребенка к жизни в обществе, где евреи остаются в меньшинстве. Мы всегда были «самой маленькой из наций», но наша сила не в количестве. Удел еврейства – быть «царством священников», священной нацией, живущей согласно Торе. Строгое соблюдение наших Мицвот в повседневной жизни сделало нас «особенными», отличными от других, и именно в этом наша сила, сохранившая нас по сегодняшний день. Еврейское самосознание и гордость за нашу историю должны воспитываться в наших детях с первых лет жизни, когда формируется характер. Тот факт, что мы живем в демократической стране и можем в полной мере пользоваться предо­ставленной нам свободой, обязывает нас укреплять наше еврейское самосознание, поскольку, будучи меньшинством, мы крайне подвержены силам ассимиляции.

Необходимо и жизненно важно искоренять из сознания еврейских детей комплекс неполноценности, порождаемый еврейским происхождением и жизнью в нееврейской среде. Нужно объяснять и объяснять нашим детям, что демократия и свобода – не котел для ассимиляции, а скорее наоборот: это привилегия и право жить согласно вере отцов, не прибегая к компромиссам; возможность жить где угодно, исполняя при этом предназначение своей жизни. И это, кстати, лучший способ добиться уважения со стороны соседа-нееврея...

Уважающий себя человек никогда не осмелится на советы, предложения или критику в области знаний, где недостаточно осведомлен. Для него очевидно, что он будет немедленно разоблачен как невежда или обманщик. Выпускник средней школы, к примеру, изучавший только элементарную физику, будет высмеян, если попытается критиковать новейшие физические концепции. Да на него и не обратят внимания, если он вздумает предложить квалифицированным физикам «новый подход» к проблеме. Но каждому из нас знакомы такие невежды, имеющие собственное, «компетентное» мнение о еврейском образовании.

Эта печальная и правдивая история произошла в России в ту пору, когда еврейские погромы были обычным явлением. Во время одного из них неотесанный русский мужик обобрал своего соседа-еврея до последней нитки и прихватил заодно маленький бархатный мешочек. Открыв его, он обнаружил две кожаные коробочки, обернутые в ремешки из толстой кожи. Не найдя им применения в хозяйстве, крестьянин решил отнести эти странные предметы на базар.

Случилось так, что на базаре к мужику, разложившему перед собой украденные во время погрома вещи, подошел купец-еврей. Увидев тефиллин в грубых руках мужика, он резко спросил: «Откуда у тебя эти вещи? Где ты их украл?»

Мужик опешил. Надо было быстро придумать ответ, и он вообразил, что это не что иное как особый вид обуви. Иначе зачем понадобилась такая толстая кожа. Он выпрямился и заорал: «Как ты смеешь обвинять меня в воровстве!? Если хочешь знать, я сам сапожник!»

Вор никак не мог понять, почему евреи, остановившиеся невдалеке, разразились вдруг дружным, но горьким смехом...

Увы, именно такие «сапожники» в образовании, не способные отличить тефиллин от сапог, не стесняются предлагать нам свои теории, когда дело касается Торы и Иудаизма. Каждый считает себя эрудитом в еврейской жизни. Каждый имеет собственное мнение по поводу того, какие части Торы следует изучать, а какие можно опустить. Каждый знает, какие Мицвот следует исполнять, а какие «потеряли свое значение».

Печально, что такие теории звучат во время академических и теоретических дискуссий. Но еще печальнее и опаснее, когда такие «сапожники», далекие от Иудаизма и никогда не изучавшие Тору, начинают принимать решения, касающиеся еврейского образования своих детей.

Совершенное воспитание в духе Торы может быть получено в наши дни только в ортодоксальной Иешиве, и оно жизненно необходимо для каждого мальчика и каждой девочки, если мы хотим, чтобы они выросли полноценными евреями. Мы живем в свободной стране, где слово «еврей» полно достоинства, где можно и нужно гордиться величием нашей нации. Мы живем в стране, где президент Америки горячо поддерживает призыв Любавичского Ребе о еврейском воспитании в духе Торы всех еврейских детей. Согласно решению сената США,

приводимому здесь и подписанному Джимми Картером, 18 апреля 1978 года, день рождения нашего Ребе, считается «Днем еврейского воспитания» по всей Америке.

В конце 40-х годов нашего века, когда в США были открыты первые еврейские общеобразовательные школы, возник вопрос: какую часть дня следует посвятить изучению Торы и какую – иным предметам. Покойный Любавичский Ребе (Ребе Райац), настоял тогда, чтобы изучению Торы посвятили лучшую половину дня – первую, потому что «самое лучшее принадлежит Всевышнему...»

Однако мы знаем, что в сегодняшнем Нью-Йорке двое из троих еврейских детей в возрасте от 5 до 17 лет вообще не получают никакого еврейского образования!

Как может еврейский народ выжить в таких условиях!? Как можно ожидать от кого-либо, чтобы он жил как еврей, гордился тем, что он еврей, не зная, что означает быть евреем! Ребенок может вобрать в себя веру, красоту и ценность Иудаизма, только если в детстве был заложен надежный фундамент.

А что с вашим ребенком? Как насчет его «кризиса личности», его духовного опустошения, его безответных вопросов «кто я и что я?» Заслуживает ли он будущих страданий от мучительного комплекса неполноценности?

Ортодоксальная Иешива – единственное место, где наши дети могут изучать еврейское наследие одновременно с общеобразовательной программой. Только с помощью Иешивы ребенок может вобрать в себя знания и чувства, необходимые для отождествления со своим народом и его историей. Только там он узнает, что Б-г завещал ему заповеди, исполнение которых наделяет человека моральными и этическими критериями, сформировавшими основу современного цивилизованного мира.

Ваш ребенок изучит там Тору, познакомится с необъятными богатствами Мишны, Талмуда и Свода еврейских законов. Он вберет в себя бесконечные запасы Священного знания и мудрости, которые сделают его лучше и совершенней. И только тогда он начнет понимать, что это значит и как прекрасно – быть евреем!

ВЫ ОБЯЗАНЫ РАДИ СЕБЯ,

РАДИ СВОЕГО НАРОДА

И, ЧТО ВАЖНЕЕ ВСЕГО...

РАДИ СВОЕГО РЕБЕНКА -

ОТДАТЬ ЕГО В ОРТОДОКСАЛЬНУЮ ИЕШИВУ!

12 избранных текстов

Объявляя о начале «Года еврейского воспитания», Ребе предложил в качестве первоочередной меры, чтобы каждый еврейский ребенок (включая «детей» по уровню еврейских знаний), изучил следующие двенадцать отрывков – из Торы и изречений наших Мудрецов, – передающих самую суть еврейского учения и еврейской этики. Нужно вникнуть в смысл этих избранных текстов, а затем выучить их наизусть.

Написано: «Из уст детей и младенцев Ты утвердил (нашу) силу... чтобы покорить врага и мстящего» (Теилим 8,3). И если наши дети будут изучать Тору и повторять ее наизусть, будут сведены на нет все замыслы врагов нашего народа. Поэтому Ребе просит выучить и повторять следующие отрывки:

«ТОЙРО ЦИВО ЛОНУ МОЙШЕ МОЙРОШО КЕХИЛАС ЯАКОЙВ».

«Тору заповедал нам Моше – наследие общины Яакова» (Дварим 33.4).

Тора была получена от Б-га нашим учителем Моше и передана всему народу около трех с половиною тысяч лет тому назад. Она стала самым важным наследием для нас, потомков дома Яакова. Однако каждое поколение как бы заново получает и воспринимает Тору, учение и заповеди которой вечны, не изменяются по существу, но в то же время постоянно позволяют извлечь все новые, созвучные времени, нравоучения.

 

«ШМА ИСРОЭЙЛ, А-ДОЙ-НОЙ Э^ИОЙ-ХЕЙНУ, А-ДОЙ-НОЙ ЭХОД».

«Слушай, Израиль, Б-г Всесильный наш, Б-г – один»

(ДВарим 6, 4).

Эти слова были в течение тысячелетий девизом еврея. С ними на устах евреи шли на великие дела, а часто и на смерть во имя своей верности народу и Б-гу. Все еврейское мировоззрение как бы сконцентрировалось в этом коротком отрывке. Весь огромный мир, как целое, и все неисчислимые части его, созданы, беспрерывно оживляются и направляются единым Б-гом, который является единственным Б-гом и единственно подлинно существующей сущностью всех миров. Единый и единственный Б-г является нашим Б-гом, Б-гом, избравшим еврейский народ и относящийся к детям этого народа, как к своим сыновьям.

«БХОЛ ДОЙР ВОДОЙР ХАЙОВ ОДОМ ЛИР'ОЙС ЭС АЦМОЙ, КЕИЛУ ХУ ЙОЦО МИМИЦРАИМ».

«В каждом поколении человек должен чувствовать себя, как если бы он сам вышел из Египта» (Песахим 1176).

Евреи были выведены из Египта свыше трех тысяч лет тому назад. Б-г вывел свой народ из дома рабства, чтобы даровать ему Свое учение, чтобы народ жил согласно этому учению и нес его сквозь века. Если бы Б-г не вывел нас из Египта, мы до сих пор были бы порабощенным народом. Поэтому Тора наказывает помнить об Освобождении из Египта не только в праздник Песах, но и ежедневно.

«КОЛ ЙИСРОЭЙЛ ЕЙШ ЛОЭМ ХЭЙЛЭК Л'ОЙ-ЛОМ ХАБО, ШЭНЭЭМАР В'АМЭЙХ КУЛОМ ЦАДИКИМ, Л'ОЙЛОМ ЙИРШУ ОРЭЦ, НЭЙЦЭР МАТОАЙ МААС9Й ЙОДАЙ ЛХИСПОЭЙР».

«Каждый еврей имеет удел в мире грядущем, ибо сказано: «И народ Твой – все праведники, навеки унаследуют землю, росток, Мною посаженный, творение рук Моих, Которым Я горжусь» (Санхедрин 90а).

Каждый еврей должен знать, что он удостоился быть одной из ветвей дерева, посаженного Б-гом, и Б-г гордится им. Евреи – народ праведников, и потому для каждого еврея найдется место в грядущем мире. Б-г гордится вами – Его творением, так будьте достойны того, чтобы Он вами гордился.

«КИ КОРОЙВ ЭЙЛЭХО ХАДОВОР М'ОЙД, БФИХО УВИЛВОВХО ЛААСОЙСОЙ».

«Ибо это очень близко устам и сердцу твоему, (легко) исполнить это» (Дварим 30,14).

Каждый человек всегда и в любом месте способен исполнить все заповеди Торы: и те, что зависят от мысли и сердца (близко... сердцу твоему), и те, что выполняются с помощью речи (...устам...), и те, что выполняются действием (...исполнить это).

Тора требует от человека не каких-то исключительных поступков, а касается каждодневных дел еврея. Исполнение требований Торы по силам каждому. (Подробнее это объясняется в книге «Тания»).

«ВХИНЭЙ ХАШЭМ НИЦОВ ОЛОВ УМЛОЙ ХОЛ ХООРЭЦ КВОЙДОЙ УМАБИТ ОЛОВ УВОЙХЭЙН КЛОЙОЙС ВОЛЭЙВ ИМ ОЙВДОЙ КОРОУЙ».

«И вот Б-г стоит над ним, и вся земля полна Его славы, и смотрит на него и испытывает совесть и сердце его, служит ли он Ему как подобает» (Тания 41).

Когда человек представит себе таким образом величие Б-га, возвышенного над всеми мирами, знающего все тайники сердца и все сокровенные мысли, он почувствует, что есть ответственность за жизнь и за каждый поступок, и захочет исполнить Желание Б-га, от Которого – вся жизнь.

«БРЭЙШИС БОРО ЭЛОЙ-ХИМ ЭЙС ХАШОМАИМ В'ЭЙС ХООРЭЦ».

«Вначале сотворил Всесильный небо и землю»

(Берейшит 1,1).

Люди часто приходят в уныние оттого, что им встречается в жизни много дурного.

Поэтому в первых словах своих Тора сообщает о сотворении мира.

Суть мира связана с Б-гом, так как Им все сотворено. Им же даны Тора и заповеди, изучая и исполняя которые, мы поддерживаем истинную суть мира и выявляем в нем добро.

Помня о том, что Б-г создал Вселенную и все, что в ней, еврей всегда осознает, кто является истинным хозяином мира.

«ВШИНАНТОМ ЛВОНЭХО ВДИВАРТО БОМ БШИВТХО БВЕЙСЭХО УВЛЭХТХО ВАДЭРЭХ УВШОХБХО УВКУМЭХО».

«И повторяй их своим детям, и говори о них дома, и когда ты идешь в пути, и ложась, и вставая» (Дварим 6,7).

Главной целью еврея является обучение детей основам Торы, и поэтому он должен в разговорах с детьми возвращаться к этой теме постоянно – дома и в пути, утром и вечером, чтобы слова Торы запечатлелись в сердце и в голове, и чтобы жизнь строилась согласно указаниям Торы, согласно заповедям и еврейскому духу.

«ЙОГАЙТИ ВЛОЙ МОЦОСИ АЛ ТААМИН, ЛОЙ ЙОГАЙТИ УМОЦОСИ АЛ ТААМИН, ЙОГАЙТИ УМОЦОСИ ТААМИН».

«Если кто-то говорит «я трудился но не нашел» – не верь ему; «не трудился и нашел» – не верь ему; «трудился и нашел» – верь ему» (Мегила 6б).

Постижение Торы и жизнь, согласно заповедям, несомненно требуют напряжения, но затраченные усилия непременно увенчиваются успехом.

«ВЕОХАВТО ЛРЭЙАХО КОМОЙХО. ОМАР РАБИ АКИВО: ЗЭ КЛАЛ ГОДОЙЛ БАТОЙРО».

«Люби ближнего своего, как самого себя». Рабби Акива говорит: «Это великое правило Торы» (Baйикpa 8,19; и толкование Торат Коханим на эти слова).

Каждый мальчик и каждая девочка не должны довольствоваться тем, что сами начали исполнять заповеди. Мальчик пусть научит своих товарищей, а девочка – подруг.

Это нужно делать очень горячо и от всей души, как если бы ты старался для самого себя.

«ВЗЭ КОЛ ХООДОМ ВТАХЛИС БРИОСОЙ УВРИАС КОЛ ХООЙЛОМОЙС ЭЛЙОЙНИМ ВТАХТОЙНИМ ЛИХЙОЙС ЛОЙ ДИРО ЗУ БТАХТОЙНИМ».

«И в этом весь человек, и цель его сотворения, и сотворение всех миров, верхних и нижних, – чтобы сделать Ему (Б-гу) жилище в обитающих внизу»

(Тания 33).

Человек и все миры – как высшие духовные, так и низший, телесный мир, были созданы для того, чтобы земной мир служил «жилищем Б-га». Это надо понимать в том смысле, что Б-г желает чтобы евреи осознавали своего Творца и служили Ему в соответствии с Его заповедями. Ради этой миссии еврея были созданы все миры. Цель же этой миссии – превратить земной телесный мир в жилище Б-га, чтобы еврей, его дом, весь мир стали местом, где пребывает Б-г, наподобие того, как человек пребывает в своем жилище.

«ЙИСМАХ ЙИСРОЭЙЛ Б'ОЙСОВ, ПЕЙРУШ ШЭКОЛ МИ ШЭХУ МИЗЭРА ЙИСРОЭЙЛ ЕЙШ ЛОЙ ЛИСМОЙАХ БСИМХАС ХАШЭМ, АШЕР СОС ВСОМЭЙАХ БДИРОСОЙ БТАХТОЙНИМ».

«Да возрадуется Израиль в Создавшем его. Это значит, что каждый, родившийся евреем, должен радоваться радостью Б-га, который веселится и радуется Своему жилищу в обитающих внизу» (Танин 33).

Каждый, кто принадлежит к еврейскому народу, независимо от своего воспитания и прошлого положения, должен радоваться той радости, которую получает Всевышний, когда еврей выполняет свою миссию, – превращает себя и весь мир в жилище для Всевышнего.

Вшинантом лвонэхо

Из посланий Любавичского Ребе Рабби Менахем М. Шнеерсона

Чтобы постоянно совершать благие дела – от самовоспитания до воздействия на окружающих – желательно выучить наизусть несколько текстов из Торы. Это позволит – когда под рукой нет Великой Книги – повторить хотя бы один стих из письменной Торы и одно изречение мудрецов из Торы устной (конечно, чем больше вы знаете наизусть, тем лучше). Смысл, заложенный в этих отрывках, должен отразиться на поведении человека, повторяющего их, а также на поведении окружающих.

К первым шести избранным текстам, о которых уже говорилось, необходимо добавить еще два стиха из Торы, два изречения мудрецов и два изречения Алтер Ребе из тридцать третьей главы его книги «Тания».

Знание и повторение этих текстов будет освещать повседневную жизнь ученика или ученицы, говоря словами Талмуда, – «свечой заповеди и светом Торы». Их жизнь будет насыщена Торой, заповедями и духом еврейства, и мир не будет больше «миром запустения», а станет достоин того, чтобы Б-г мог назвать его Своим жилищем. Вот потому-то к выученным ранее избранным текстам и предлагается добавить еще шесть, имеющих непосредственное отношение к повседневной жизни.

Первый стих в письменной Торе: «Брэйшис Бо-ро Э-лой-хим Эс Хашомаим Въэс Хоорэц» рассказывает о том, что Всевышний сотворил Вселенную – небо со всем, что в нем, и землю со всем, что на ней.

Этот стих имеет прямое отношение к повседневной жизни, ибо не только ребенок, но даже взрослый человек могут быть напуганы обликом огромного мира вокруг – слишком многое в нем не соответствует нашим представлениям о добре и нравственности. «Мир запустения» – называет его Талмуд. Упомянутый стих должен напомнить, что у этого мира есть хозяин – Всевышний, давший нам Тору. Обладая Торой, можно управлять миром и многое исправить на земле. Можно даже добиться у Всевышнего на небесах, чтобы Он дал благословение и успех.

Поэтому второй стих, с которым ребенок должен прийти к родителям – Вшинантом Лвонэхо, – содержит просьбу к каждому отцу и каждой матери, чтобы они сделали наилучшее для своих детей – обучили их Торе. Тут надо еще раз напомнить, что к категории детей Тора относит всех, кто нуждается в обучении.

Как говорится в конце того же стиха «...Бэшивтхо Бвейсэхо...» – учить Торе надо так, чтобы слова ее запечатлевались в голове и сердце, чтобы и дома, и в пути, утром и вечером жизнь строилась по указаниям Торы и ее заповедям. И если вдруг ребенок вспомнит случай, когда он поступил не так как следовало, ему не надо пугаться, отчаиваться или ослаблять своих усилий в изучении Торы и соблюдении заповедей. В этом ему поможет изречение Талмуда: «Лой Йогайти Умоцоси Ал Таамин», из которого следует: если не хватило силы вести себя согласно Торе и еврейскому духу, значит, недостаточно старался, приложил мало усилий.

Но ребенок не должен ограничиваться лишь самовоспитанием. Он должен влиять на своих товарищей, на всех окружающих, вкладывая в это сердце, как о том говорится в изречении Рабби Акивы: «Веохавто Лрэйахо Комойхо Зэ Клал Годойл Батойро». Мальчик должен любить друга (или девочка – подругу) как самого себя. Отсюда понятно, что и мера страдания для того, чтобы друг овладел Торой, должна быть не меньшей, чем для себя.

Следует объяснить ребенку, что в сказанном выше – важнейшее предназначение еврея и об этом говорится в тридцать третьей главе книги Алтер Ребе «Тания»: «Взэ Кол Хоодом Втахлис Бриосой». Все миры были созданы ради этой миссии еврея. Цель же ее – превратить земной телесный мир в жилище Б-га. Еврей, его дом и весь мир должны стать местом, где пребывает Б-г, подобно тому как человек пребывает в своем жилище.

Далее Алтер Ребе говорит (и эту истину полезно выучить наизусть), что еврей должен выполнять свою еврейскую миссию не как тяжкий долг, а, напротив – «Исмах Исроэйл Бъойсов», т.е. каждый, кто принадлежит к еврейскому народу, независимо от воспитания или прошлого, должен радоваться той радости, которую получает Всевышний, когда еврей превращает себя и весь мир в жилище для Всевышнего.

Тогда и наступит, как сказано в Торе: «Устами младенцев утвердишь мощь». И «нет мощи, кроме Торы», вплоть до буквального понимания того, что «Б-г даст мощь народу Своему». В свою очередь это означает: евреи становятся самым сильным среди народов и не страшатся ста двадцати семи стран[1], которые поклоняются пустым идолам. Еще находясь в галуте, рассеянные среди народов, евреи являют собой единый народ, сильный и явный, ибо они не следуют велениям королей из плоти и крови, когда эти веления не соответствуют велениям Короля мира, самого Короля Королей, Святого – да будет Он благословен.

И тогда нападает страх на врагов еврейского народа, и слух о евреях идет по всем странам. Нужно помнить, что поведение еврейских детей влияет также на их родителей, и те стоят крепко, не сгибаясь, не кланяясь, и к евреям приходят свет, и радость, и ликование, и этим знаменуются последние дни рассеяния.

И, наконец, это приводит к истинному освобождению – освобождению духовному, когда евреи возвращаются к Б-гу и Торе, и освобождению в

прямом смысле этого слова – из тьмы горького галута, и выйдут евреи – сильные и прославленные – встречать праведного Мошиаха.



[1] О них говорится в истории праздника Пурим.





Hosted by uCoz