С Б-жьей помощью

БЕХУКОТАЙ

Ашем обещает благословить наш народ за изучение и соблюдение Торы

Если весь еврейский народ будет с усердием изучать Тору и придерживаться ее законов, то нас ожидают самые дивные благословения.

Материальные благословения, упомянутые в этом разделе, не есть награда за изучение Торы. Истинная награда — духовные благословения грядущего мира. Однако в Письменной Торе нет рассуждений на тему грядущего мира, ибо покуда мы живем в этом мире, этот предмет недоступен нашему разумению. Письменная Тора говорит лишь о ясных и наглядных вещах. Поэтому земная награда за изучение и исполнение Торы (благословение всего народа и каждого еврея благополучием, миром и безопасностью) есть наглядный исторический факт.

Эти благословения включают в себя все виды возможных благ. Посему начинаются они с буквы "алеф" (26:3), а кончаются буквой "тав" (26:13).

Наш народ удостоен этих благословений мида кенегед мида за соблюдение Торы — от начала и до конца.

До наших дней была ли когда-нибудь воплощена в действительность утопия о еврейском народе, поголовно изучающем Тору? Отчасти была, как об этом известно из истории:

<> Поколение пустыни было погружено в изучение Торы. Его называли Поколением Знания.

<> Поколение Йеошуа тоже было занято изучением Торы.

<> Давид и Шломо тоже были великими знатоками Торы и убеждали каждого еврея следовать их примеру.

<> Царь Хизкияу заставил весь народ изучать Тору, воткнув в землю перед каждым домом учения меч и провозгласив, что любой еврей, отказывающийся учить Тору, будет присужден к смерти.

Все эти преданные Торе поколения вкусили добрую часть благословений, обещанных в этом разделе. Им были дарованы здоровье, сила, дожди в нужное время, процветание и победы над врагами.

Они стали живым доказательством стиха (Дварим 28:10): "И увидят все народы земли, что Имя Ашема наречено на тебе, и убоятся тебя".

Но все же в полной мере эти благословения еще никогда не становились явью. Еврейский народ никогда не достигал того уровня нравственного совершенства, который необходим для того, чтобы Б-жественные благословения были дарованы ему во всей полноте.

Всемогущий обещал, что все вышеупомянутые в этом разделе благословения исполнятся в грядущую эпоху, когда весь еврейский народ будет изучать и соблюдать Тору.

Б-жественные благословения предварены словами: "Им бехукотай телеху" (26:3), которые переводятся так: "О, если бы только все трудились над Моей Торой!"

Это — страстная просьба, мольба к еврейскому народу. У Ашема нет другого заветного желания, кроме одного: Он хочет излить на нас Свои благословения. Поэтому Он умоляет нас: "Прошу вас, изучайте Мою Тору и выполняйте ее мицвот, чтобы Я мог даровать вам Свои благословения!"

Здесь еврейское слово им (если) означает требование, а не условие. Наши мудрецы чувствовали, что это слово надо истолковывать как призыв, ибо немыслимо предположить, будто Всемогущий дает нам выбор; либо изучать Тору, либо отойти от нее.

Царь Давид заявил: "Когда я размышлял о своих путях, я обращал свои стопы к Твоим заповедям {Теилим 119:59). Другими словами, он как бы сказал: "Всякий раз, когда я решал пойти в то или иное место, я размечал свои пути на этот день. Но куда бы я ни наметил свой путь, я всегда завершал его в доме учения, где изучал Тору. Когда я пускался в путь, мои стопы сами вели меня в синагогу и дом учения".

Есть два объяснения тому, почему, что бы Давид ни замыслил себе на тот или иной день, его неудержимо влекло в дом учения:

1. Согласно первому мнению, высказываемому нашими мудрецами, Давид достиг такой святости, когда все члены его тела сами выполняли желание Творца. Поэтому его стопы всегда приводили его к месту учения.

2. Согласно другому мнению, Давид все же не достиг того уровня, который означает полную победу над ецер ара. Каждый день вступал он в битву со своим влечением ко злу, которое склоняло его к тому, чтобы провести этот день занимаясь не Торой, а другими делами. Однако, взвесив награду за выполнение мицвот против кары за прегрешения (благословения против предостережений) и представив себе великие выгоды от изучения Торы, он превозмогал свой ецер ара и отправлялся учить Тору.

Дочери умоляли р. Хисду: "Отец, почему бы тебе не отдохнуть от непрерывного изучения Торы и не вздремнуть немного?"

Он ответил им: "Скоро настанут долгие дни (в могиле), но будут они слишком короткими (для изучения Торы), тогда мы и отоспимся..."

Брахот (Б-жественные благословения) Плодоносные дожди в подходящее время

Следует отметить, что данное деление благословений произведено с целью облегчить постижение изучаемого вопроса. На самом деле мудрецы (Бава батра 886) перечисляют двадцать два благословения. Маараль приводит такой список:

I. Дожди в свое время. 2. Земля дает свои произрастания. 3. Плодоносные деревья дадут свой плод. 4. Будет сходиться молотьба со сбором винограда, а сбор винограда — с посевом. 5. Будете есть свой хлеб досыта. 6. Будете жить спокойно и безбоязненно на вашей Земле. 7. И водворю мир в Земле. 8. Когда ляжете, никто не вспугнет вас. 9. Изведу лютых зверей из Земли. 10. Меч не пройдет по вашей Земле.

II. Будете гнать ваших врагов. 12. Благословение под этим номером в перечне Маараля пропущено; вероятно, он считал слова "и падут они перед вами" особым благословением. 13. Пятеро из вас прогонят сто, а сто — тысячу. 14. Я обернусь к вам, чтобы благословить. 15. Я распложу вас. 16. Умножу вас. 17. Укреплю свой завет с вами. 18. Старый урожай прочь будете убирать ради нового. 19. Я установлю Свое Святилище в вашей среде. 20. Не отринет вас Мой дух. 21. Буду ходить среди вас. 22. И буду вашим Б-гом, а вы будете Моим народом.

Если мы будем соблюдать Тору, Ашем обещает нам добрые, плодоносные дожди. Это благословение потому стоит на первом месте, что дождь определяет, каким быть урожаю и каким быть климату страны, влияющему на здоровье людей.

Тора провозглашает, что дожди прольются на землю "в свое время". Что означает "свое время"?

1. Дожди будут выпадать в те времена года, когда они нужны для произрастания посевов. В нисане выпадут обильные весенние дожди, а в мархешване — обильные осенние. И те, и другие принесут с собой лишь благо: весенние дожди не испортят плоды и не затопят землю, а осенние не смоют строения и посадки.

2. Дожди будут идти в удобное для людей время, когда большинство людей будут находиться в своих домах.

Благословение дождем исполнилось во времена мудреца Шимона бен Шетаха, в царствование царицы Шломцион. Раз в неделю ночью в шабат шел дождь, а всю остальную неделю дождей почти не было. Пшеничные зерна выросли размером с маслину, а чечевичные — в динар. Мудрецы собрали и сберегли для грядущих поколений три гигантских плода, чтобы наглядно показать, как теряет Земля плодородие из-за наших грехов.

Почему в этом благословении дождь назван "вашим дождем"?

Тора предсказывает, что только Эрец Исраэль будет благословлена дождем, в то время как все другие страны будут страдать от засухи и голода, так что им придется покупать пищу у евреев.

Почва и деревья будут такими же плодоносными, как во времена Адама

Самое главное из всех благословений — благословение о плодородии Земли.

Один царь прославился своим сказочным богатством: его сундуки буквально ломились от сокровищ. Но несмотря на свои богатства, могущественный правитель все время задавал тот же вопрос, что и самый последний бедняк среди его подданных: "Хороший ли урожай дала земля?"

Ведь если бы пропала еда, все его богатства оказались бы бесполезными.

Ашем заверял еврейский народ, что если он будет соблюдать Тору, то земля родит в изобилии.

Однако это Б-жественное благословение подразумевает большее.

Ашем обещает: "Если вы будете безупречно соблюдать Тору, то земля даст свои произрастания (26:4), свои совершеннейшие первоначальные плоды, какие давала по замыслу Творца до прегрешения Адама". Это обещание подразумевает, что:

<> все растения будут достигать своих полных размеров в тот же день, когда их посадят;

<> плодоносные деревья будут давать спелые плоды за один день;

<> неплодных деревьев вообще не будет. Каждое дерево станет приносить съедобные плоды;

<> не только плоды деревьев будут съедобны, но и их кора;

<> земля будет производить сладкие лепешки, а горы источать сок плодов.

Сначала Ашем постановил, чтобы земля рожала быстро и в изобилии. Но из-за ее прегрешения Он проклял ее и понизил ее плодородие. В будущем, когда еврейский народ посвятит все свое время и силы изучению Торы, проклятие "в поте своего лица будешь есть хлеб" будет отменено, и земля снабдит нас в изобилии как некогда. Возделывать землю станет ненужным.

Всякий еврей с легкостью обеспечит себе все необходимое и, как результат, сможет посвятить свое время служению Ашему.

Изобилие и насыщение малым

"И будет сходиться у вас молотьба со сбором винограда, а сбор винограда будет сходиться с посевом" (26:5).

Урожай будет таким обильным, что молотьба пшеницы, которая начинается в нисане, после жатвы, продлится до сбора винограда, приходящегося на конец лета. А урожай винограда будет так благословен, что сбор его продлится до следующего сева.

Однако, продолжает Тора, сами вы не будете нуждаться во всем этом изобилии, ибо "будете есть свой хлеб досыта" (там же). Это отдельное благословение. Оно означает, что в будущем еврей будет чувствовать полное насыщение, съев лишь совсем немного пищи.

Что нам дает это благословение?

Насыщение едой и питьем отнимает у нас много драгоценного времени. В будущем Ашем сократит телесные потребности еврея, даруя ему тем самым добавочную возможность изучать Тору.

Мир

Хотя предыдущее благословение обеспечивает нам обилие еды и питья, это обещание значит само по себе немного, если не дополняется другим — обещанием мира. Каким бы богатством ни владел человек, он не может радоваться ему, живя в постоянном страхе.

Поэтому Всемогущий заверяет нас: "И водворю мир в Земле, и, когда ляжете, никто не вспугнет вас" (26:6). Это заверение крайне важно для того, чтобы мы смогли наслаждаться всеми предыдущими благословениями.

Это будет идеальный мир. Мир, обладающий неизвестными нам свойствами:

<> Дикие звери в Эрец Исраэль будут безобидны — какими они были до прегрешения Адама. Пророк предсказывал: "И лев, как вол, станет есть солому" (Йешаяу 11:7), "И младенец будет играть над змеиной норой" (там же, 8).

Мудрецы учили: "Убивает не змея — убивает грех".

Звери стали опасны лишь из-за человеческих грехов. Ведь в начале Творения они питались травой. Когда в будущем евреи исполнят волю Всемогущего, звери перестанут угрожать им.

<> Смирятся не только дикие звери, но и все вредоносные силы. Народы земли больше не будут поражать евреев.

<> Ашем обещает: "Войны станут неведомы в Эрец Исраэль: даже чужеземные войска, идущие в другую страну на битву со своими врагами, не будут проходить через вашу Землю". Другими словами, буквально сбудется благословение о том, что "меч не пройдет по вашей Земле" (26:6).

Как показывают следующие события, царь Йошеяу ошибочно решил, что этот стих относится к его поколению:

В годы царствования Йошеяу, царя Йеуды, египетский фараон Нехо воевал с Каркемишем, царем Ашура (II Диврей Аямим 35:20). Он отправил к Иошеяу посланца с просьбой позволить его войску пройти через Эрец Исраэль. Йошеяу отказался, положившись на обетование Торы (Ваикра 26:6): "И меч не пройдет по Земле вашей".

Сам царь Йошеяу был цадиком. Поэтому он подумал, что это обетование относилось к его времени. Но он ошибся, решив, что все люди его поколения такие же праведники, как он. Царь счел Эрец Исраэль чистой от идолов, после того как двое царских посланцев отправились осмотреть каждый дом в стране и удостовериться в том, что ни в одной семье нет предметов идолопоклонства. Посланцы нигде не нашли ни единого идольского лика и с таким донесением вернулись во дворец. Но на самом деле их обманули. Люди установили в домах своих особые двойные двери, открывавшиеся посередине. За каждой половинкой двери они ставили своих идолов. Когда двери открывались, половинки распахивались и укрывали идолов от взора. Как только царские посланцы закрывали за собой двери, обитатели дома снова видели своих идолов.

Когда пророк Ирмеяу услышал, что царь Йошеяу отказался пропустить через Эрец Исраэль войско фараона Нехо, он отправил ему предостерегающее послание. "Пусть он пройдет, — наставлял он царя Йошеяу. — Мой учитель Йешаяу пророчествовал (19:19), что египтян поразят их же братья, но не ты. Не вмешивайся в их дела!" Однако царь не внял совету Ирмеяу и ответил: "Моше Рабейну был учителем твоего учителя, и в Торе он заверил нас, что никогда чужое войско не пройдет через нашу Землю".

Невзирая на предостережения Ирмеяу, царь Йошеяу поставил свое войско у пределов Эрец Исраэль, чтобы не позволить чужеземной рати войти.

Когда фараон Нехо узнал, что еврейское войско не пропустит его и стоит, готовое к битве, он отправил посланцев к Йошеяу, чтобы передать ему (II Диврей Аямим 35:21): "Что нам с тобой , о царь Йеуды? Не против тебя я иду, но туда, где у меня война. И мой бог повелел мне поспешить. Не противься богу, который со мной, чтоб он не погубил тебя!"

Услыхав, что египетский царь поминает имя своего бога, царь Йошеяу сказал: "Раз он уповает на своего идола, я уверен, что Всемогущий дарует мне победу над ним".

Не устрашившись фараонова послания, Йошеяу привел еврейское войско в долину Мегидо, чтобы там биться. В последовавшем сражении евреи были разгромлены. Вражеские лучники пронзили царя Йошеяу тремя сотнями стрел, так что тело его было продырявлено как решето. Йошеяу приказал своим слугам: "Унесите меня отсюда, ибо я опасно ранен". Слуги перенесли его из царской колесницы в другую и привезли обратно в Иерусалим.

Умирая, царь Йошеяу признал (Эйха 1:18): "Праведен Ашем, ибо я непокорен был Его слову. Я отказался внять Его словам, переданным через пророка Ирмеяу.

Теперь я справедливо наказан за неповиновение".

Йошеяу умер и был похоронен в гробнице своих отцов. Все люди Йеуды и Иерусалима оплакивали его.

Чудесные победы

Тора заявляет далее: "Будете гнать своих врагов, и падут они под мечом перед вами. И пятеро из вас прогонят сто, а сто из вас прогонят десять тысяч, и падут ваши враги перед вами под мечом" (26:7-8).

Так как в предыдущем благословении уже обещан нерушимый мир в Эрец Исраэль, то преследование врагов относится, скорее всего, к войнам во вражеских странах (Абарбанель).

Это обетование подразумевает, что когда мы выполним волю Ашема, нам не надо будет сражаться, чтобы разгромить врагов. Мы должны будем только преследовать их — они падут от мечей друг друга.

Да и для погони за ними не надо будет снаряжать большие войска. Пятеро слабых евреев обратят в бегство сотню врагов, а сто слабых евреев — десять тысяч.

Из этого стиха явствует, что сила отряда, который служит Всемогущему, не пропорциональна числу людей в нем. При сохранении пропорции численности еврейского отряда к числу обращаемых в бегство врагов, которая справедлива для отряда из пяти человек (он обращает в бегство сотню неприятелей, так что пропорция равна 1:20), сто евреев должны были бы обладать силой, способной обратить в бегство всего лишь две тысячи врагов. Однако Тора учит, что возрастание духовной силы идет несоразмерно быстрее. Сила, которой обладают собравшиеся вместе сто соблюдающих Тору евреев, так велика, что обращает в бегство десять тысяч врагов.

Преумножение потомства и счастливая семейная жизнь

Сказал Ашем: "Обращусь к вам и посвящу Свое милосердное попечение тому, чтобы росли вы числом и пренаполнялись духом. Благословлены вы будете многим потомством, и вырастут они, чтобы походить на вас духом и нравом.

С каждым рожденным ребенком будет расти ваше величие, ибо "будет это дитя носить Мою Тору и мицвот, укрепляя узы между Ашемом и еврейским народом".

С течением времени плоды собранного урожая будут становиться лучше

Всемогущий обещает: "Урожай, собранный в ваших хранилищах, не будет гнить. Наоборот, с течением времени плоды будут делаться вкуснее и благоуханнее (не только пшеница и вино, которые улучшаются с возрастом).

И станете вы тогда перед невиданным выбором. Ваши кладовые и амбары еще будут полны припасов, как потечет в них новый урожай. И не захотите вы выбрасывать старое ради нового, ибо будет оно на вкус очень приятно".

Шехина будет обитать в вашей среде

Последнее духовное благословение — самое высшее:

"И установлю Я Свое обиталище среди вас" (26:11).

Всемогущий обещает: "Я отстрою в Иерусалиме Храм, где буду обитать. Этот Храм будет творением Моих Рук, а не рук человека. Поэтому простоит он вечно".

"И не отойдет от вас Моя Шехина" (26:11). "Вы никогда больше не будете изгнаны".

"И буду ходить среди вас" (26:12). "Буду среди вас, как в Ган Эдене".

Царь постановил, чтобы один из его подданных сопровождал его в прогулке по саду. Выбранный им человек оказался простым деревенским жителем и не мог даже вообразить, что к нему обратится царь и что он будет гулять с ним по саду. Когда ему приказали подойти к царю, он застыл неподвижно, весь трепеща, слишком потрясенный, чтобы подойти к царю. Тогда царь ободрил его, сказав: "Не бойся, сегодня мы с тобой друзья".

Так и в грядущем Ашем будет, если можно так выразиться, гулять с цадиками vi говорить им: "Не бойтесь! Мы с вами друзья".

Не все мидраши, цитируемые в этом параграфе, имеют в виду один и тот же период времени. Некоторые из обещаний, о которых они повествуют, сбудутся после прихода Машиаха, другие — в эпоху, следующую за воскрешением мертвых.

В этом мире лишь великие цадики воспринимают Шехину. Но в грядущем "явится Слава Ашема, и всякая плоть узрит ее" (Иешаяу 40:5).

В грядущем цадики образуют как бы кольцо вокруг Ашема, и Он пребудет среди них. Каждый сможет указать на Него и воскликнуть: "Вот Он, наш Б-г! На Него уповали мы, и Он спас нас!" (Иешаяу25:9).

Какую мысль хотят выразить мудрецы, изображая цадиков сидящими кольцом вокруг Ашема и указывающими на Него? Кольцо символизирует нескончаемую грядущую радость и наслаждение, обретаемое от Шехины — ибо кольцо кругло и не имеет конца. А наше упование на Ашема приведет к тому, что мы постигнем Его чистотой и ясностью, которая недоступна нам сегодня.

Ашем говорит: "Не подвергайте сомнению Мою способность исполнять Мои обетования. Вспомните чудеса Исхода. Я все тот же Б-г. Я совершу чудеса для вас в грядущем. И сокрушу шесты вашего ярма" (26:13).

Была у крестьянина корова, сильная и крепкая, и попросил сосед одолжить ее для пахоты.

Крестьянин согласился, не подозревая, что ожидает эту корову.

У соседа было десять взрослых сыновей. Первый запряг корову и долго пахал на ней. Уставши, он передал скотину второму брату. Тот тоже пахал на корове, пока не устал, потом дал третьему брату продолжить работу. Несчастной скотине пришлось пахать еще и еще, не имея ни капли отдыха. Стоило одному пахарю устать, как следующий был наготове. Наконец она рухнула от изнеможения.

Когда на ночь крестьянин собирал свой скот в стойло, эта корова не пришла. Она лежала на земле, не в силах шевельнуться. Найдя ее, крестьянин увидел, что от усталости она не может двигаться. Опечаленный такой жестокостью, хозяин сломал ее ярмо, принес ножницы и перерезал упряжь. Он освободил животное в награду за перенесенные страдания.

Евреи плачут и стонут в изгнании, жалуются, что на протяжении тысячелетий чужие народы не переставали их преследовать. На смену одному уставшему народу заступал другой.

Ашем обещает, что в будущем (даже прежде, чем воссесть вершить суд над народами) Он сперва сломает раз и навсегда ярмо еврейского народа.

Таков смысл приведенного выше благословения: "И сокрушу шесты вашего ярма".

"И Я сделаю так, что будете ходить выпрямившись (комамиют) (26:13).

Этот стих содержит два обещания:

1. Ашем говорит: "Вы будете ходить с высоко поднятыми головами, подобно людям, которые никого не боятся. Народы убоятся вас, ибо Святость Шехины будет осенять ваше чело".

2. "В будущем Я сделаю вас выше ростом".

После того, как Адам согрешил, его рост (кома) был равен ста амот. Ашем обещает, что каждый еврей сравняется с Адамом в росте.

По другому мнению, каждый еврей будет вдвое выше (комамиют) — его рост достигнет двухсот амот.

Как понимать этот мидраш?

Когда Адам согрешил, он стал карликом по сравнению со своим прежним ростом. Так внешне проявилась вся глубина его духовного падения с тех высот святости, на которых он стоял до того, как совершил грех.

Но в будущем рост каждого еврея увеличится, отражая его духовное совершенствование. Хотя в грядущем все евреи будут сведущи в Торе, их духовные уровни будут неодинаковы. Соответственно этому, и рост их будет различен. Еврею, который постигнет Тору на самом простом уровне, обещан рост в сто амот, на более глубоком — в двести, если же он проникнет в Тору глубже, то и рост его будет выше.

Клолот (проклятия)

Веря в то, что изучение Торы и выполнение мицвот принесут нашему народу благословения, мы могли бы допустить, что пренебрежение Торой и мицвот вызовет лишь отсутствие Б-жественных благословений. Это ошибочное представление. Тора указывает, что уход от нее обрекает нас на проклятия.

"Тора и меч были спущены с Неба, связанные воедино, — заявляет Всемогущий. — Либо вы выполняете то, что написано в Торе, либо получите меч".

Почему Ашем из всех народов угрожает проклятиями лишь евреям?

Ашем провозглашает: "Одних вас Я люблю из всех племен земли, потому и покараю вас за все ваши грехи" (Амос 3:2).

Наказания, которые сулит нам Тора, нельзя понимать, как отмщение. Напротив, Ашем содействует тем, кого Он любит, посылая им страдания в этом мире, чтобы они очистились для Грядущего мира.

Ашем говорит: "Не поступайте подобно идолопоклонникам: когда дни их текут счастливо, они восхваляют своих идолов, но проклинают, стоит прийти невзгодам. Вы должны возносить хвалу и за хорошее, и за плохое".

<> Давид говорил (Теплим 116:3): "Бедствие и скорбь обрел я". Тем не менее: "Имя Ашема призову" (там же, 116:3).

<> Иов восклицал: "Ашем дал, Ашем взял — да будет Имя Ашема благословенно!" (Иов 1:21). Когда его жена дала ему совет похулить Ашема за страдания, он с укором сказал: "Ты говоришь как злая женщина. Мы приняли доброе от Б-га. Так что же теперь, не примем худого?"

В самом деле, человек должен так же радоваться страданию, как и счастью. Если бы он испытал лишь счастливые дни, то чем искупились бы его грехи?

Страдание очищает человека от грехов лучше, чем жертвоприношение. За жертвенных животных он платит своими деньгами, а страдания поражают само тело. Поэтому страдание обладает большей способностью приносить прощение.

Как еврей отходит от Торы

Тора начинает предостережение с того, как эти проклятия падут на нас, если мы оставим ее.

Что приводит соблюдающего Тору еврея к отдалению от нее?

Отдаление обычно происходит в семь ступеней (но не обязательно, чтобы эти семь ступеней прошел один человек. Они могут быть пройдены в ходе духовного упадка нескольких поколений).

Ступень первая. Отказ еврея от неустанного изучения Торы. Тора сама постоянно подчеркивает, что каждому еврею необходимо учить ее, чтобы основательно вникнуть в ее премудрости.

Ступень вторая. Невыполнение мицвот. Раз еврей несведущ в Торе, он рано или поздно перестанет следовать ей.

Ступень третья. Пренебрежение к евреям, соблюдающим Тору. Всякое соприкосновение с другими евреями, преданными Торе, напоминает ему о его отрыве от ее законов. Поэтому он говорит себе, что "их взгляды устарели" и что он стоит выше их, ибо "освободился" от ограничений, налагаемых Торой.

Ступень четвертая. Все эти прегрешения ведут к еще одному — к ненависти, направленной против знатоков Торы. "В конце концов, — рассуждает он, — это раввины заставляют нас учить и выполнять Тору, так что они во всем и виноваты".

Прежде чем р. Акива начал изучать Тору, он так ненавидел хахамим, что имел обыкновение говорить: "Дайте мне талмид хахама, и он узнает, что такое укус осла".

Ступень пятая. На этой ступени отошедший от Торы еврей начинает препятствовать другим евреям соблюдать Тору. То, что начинается с личного небрежения Торой, выливается в непримиримую войну против всех, кто еще осмеливается быть верным Б-жьим законам. Существование евреев, которые не разделяют его взглядов и продолжают придерживаться Торы, настолько мешает ему, что он считает своей обязанностью оторвать их от такого образа жизни.

Ступень шестая. Дальнейшее отдаление от Торы приводит к отрицанию Б-годанности мицвот. Это отрицание существенно облегчает ношу, давящую на его совесть.

Ступень седьмая, конечная. Отрицание Б-га и Его Промысла. Этим еврей перерезает последнюю нить, связывающую его с иудаизмом.

Ашем грозит, что за каждую из семи ступеней, на которые мы становимся, удаляясь от Торы, нас постигнет одно из проклятий.

Раши сводит проклятия в группы, каждая из которых состоит из семи проклятий, являющихся воздаянием мида кенегед мида за какое-нибудь одно из семи прегрешений, удаляющих нас от Торы. Каждая такая группа предварена в Торе словами: "Продолжу поражать вас всемеро против ваших грехов" (26:18, 21, 24, 28). Разделение Раши указано нами в скобках в соответствующих местах. Первую группу — 26:16-17 — Раши не поясняет. Р. Бехае дает такой перечень проклятий из этой группы: 1. Шахефет. 2. Кадахат. 3. Смертельные болезни. 4. Сеяние втуне. 5. Поражение от врагов. 6. Враги будут властвовать над вами. 7. И побежите вы, хотя никто за вами не гонится.

Выражение "всемеро" мы переводим как "ряд наказаний" (26:18 и т.д.), ибо по общему правилу, принятому в мидрашах, число семь указывает на большое количество.

Смертельные болезни

Здесь, как и раньше в случае благословений, мы даем подразделение проклятий, облегчающее понимание темы.

Талмуд (Бава батра 886) перечисляет восемь проклятий, которые Маараль поясняет так:

1. Смертельные болезни (26:16) — все они входят в одно проклятие. 2. Сеяние втуне (там же). 3. Поражение от врагов (26:17). 4. Все пророчества от стиха 18 ("И если все вы не послушаетесь Меня...") до стиха 20 считаются одним проклятием, как явствует из приведенных слов Торы. 5. Стихи 21-23 составляют отдельное проклятие, что видно из самого текста Торы. 6. Стихи 24-27. 7. Стихи 28-32. 8. От стиха 33 до конца проклятий говорится о наказании изгнанием.

Всемогущий предостерегает: "Если вы нарушите Тору, то будете наказаны страданиями.

Проклятия падут на вас быстро, одно за другим. Вы еще будете страдать от одного, как вас поразит другое".

"Пошлю на вас ужас" (26:16) — в виде смертельных болезней.

Отсутствие душевного спокойствия — таково проклятие, карающее нас за то, что мы утратили устойчивость в служении Ашему. Если мы не найдем времени и терпения на изучение Торы и на соблюдение мицвот, то в результате будем влачить жизнь, полную физического и нравственного беспокойства.

"И пошлю на вас болезнь шахефет" (там же). Что это за заболевание?

<> Это смертельная болезнь, при которой все тело опухает.

<> По другому мнению, она бросает больного в озноб.

"И нашлю на вас болезнь кадахат" (там же).

Кадахат — это смертельная болезнь, бросающая больного в жар.

"Вас одновременно поразят шахефет и кадахат, и вы будете снедаемы и жаром, и холодом. Поэтому напрасно вы будете ждать успокоения".

Человек, пораженный этими болезнями, будет мечтать о смерти и спрашивать: "Когда же я умру?" И его семья и все, кто придет к нему, станут сокрушаться, ибо узнают они, что нет ему исцеления.

Человеку следует приучить себя молить Всемогущего об охранении от болезни. Когда он уже занемог и молит об исцелении, Небесный Суд требует: "Представь доказательства, что ты имеешь особую заслугу, делающую тебя достойным исцеления".

Поэтому Ашем скорее примет молитву, сотворенную прежде недуга, а значит, человеку подобает молиться, когда он еще здоров.

Ашем обещает, что если еврейский народ будет духовно совершенен, то Он защитит его от всех болезней, ибо сказано (Шмот 23:25): "И Он благословит твой хлеб и твою воду. И отвращу болезнь от твоей среды".

Хоть в наши дни мы и обращаемся к врачам, все же при этом следует понимать, что врачи — лишь посредники Всемогущего и что только Он постановляет быть болезни или здоровью.

Сеяние втуне

Тора грозит нам: "И будете напрасно сеять ваши семена, и съедят их ваши враги" (26:16). Это двойное проклятие:

1. "Станете сеять, но земля не принесет урожая. В следующий год посеете опять, и возрадуетесь, увидев всходы. Но от этих всходов ничего не вкусите, а пойдут они вашим врагам".

2. "Под вашими семенами разумеются ваши дети. Вы вырастите их с превеликим трудом, но придут ваши враги и истребят их".

За какое прегрешение навлекает на нас Ашем проклятие "сеять втуне"?

За наш отказ отделять от теста халу (долю коэнов).

С другой стороны, Ашем обещает: "Если будете отдавать коэну начатки вашего теста, то почиет благословение над вашим домом" (Ехезкель 44:30).

Поражение от врагов

В Своих благословениях Всемогущий заверяет: "Я обращаюсь к вам", — подразумевается, что Он посвятит всю Свою милосердную заботу и попечение нашему процветанию. И в Своем Предостережении Он говорит нам, что "обратится к нам — чтобы покарать нас, если мы не будем выполнять свой долг" (26:17).

"Вдобавок к болезням в ваших городах ужас навеют на вас угрозы от прочих стран. Ваши враги окружат ваши города и захватят их, а вы обратитесь в бегство".

Но и еще худшее постигнет вас: враги восстанут из вашей среды. Евреи, враждующие против своего народа, причинят ему больший ущерб, чем все язычники вместе.

Это подтвержденный историей факт. К нашему сожалению признаем, что отвергнувшие Тору евреи причинили нам больше зла, чем язычники. В давние времена сначала саддукеи, а затем караимы произвели раскол, расчленивший наш народ. Христиане преследовали нас постоянно, причем в средние века многие их указы против нас были приняты по наущению вероотступников; и в Восточной Европе самые фанатичные притеснители были из евреев. Также и сегодня самая серьезная из всех опасностей, угрожающих нашему народу, исходит изнутри, от так называемых "политических лидеров" или "интеллектуалов" и в Америке, и в Израиле, чья политика и чьи дела не сообразуются с Торой.

Урон гордыни еврейского могущества

Всемогущий предостерегает: "Не думайте, что перечисленные наказания — это все, что у Меня припасено для вас. Если вы откажетесь слушать Меня и будете продолжать свои прегрешения, Я навлеку на вас новые наказания".

Согласно Раши, эти слова предваряют семь проклятий, содержащихся в стихах 26:19-20, но Раши не поясняет, каковы эти проклятия.

Р. Бехае дает такой перечень проклятий: 1. Поражение гордыни вашего могущества. 2. Сделаю ваше небо как железо. 3. И вашу землю как медь. 4. Истощаться будет попусту ваша сила. 5. Не даст ваша земля своих произрастаний. 6. И дерева земли не дадут своих плодов (то есть плоды не созреют). 7. А если плоды созреют, то деревья сбросят их наземь.

"И сломлю гордыню вашего могущества" (26:19).

Это проклятие имеет много значений, среди них такие:

1. "Я опустошу Храм, "опору вашей силы" (Ехезкель 24:21). Хотя исполнение этого проклятия заставляет наш народ неизбывно скорбеть, в нем скрыто также и добро.

Когда псалмопевец Асаф сочинял псалом о разрушении Храма, начал он такими словами: "Песнь Асафа. Б-же!

Язычники вступили в Твое наследие, Твой святой Храм осквернили они" (Теилим79:1).

Почему он назвал свое сочинение "песней"? Это скорее горестный "плач", "жалоба".

Объяснение легче понять с помощью притчи:

Царь выстроил для своего сына загородный дворец. Он нанял множество рабочих, чтобы украсить его, расписать стены и разбить сады.

Спустя некоторое время царский сын завел дружбу с дурными товарищами, и его поведение испортил ось.

Царь услышал постыдные вести о своем сыне и воспылал гневом. Он прибыл во дворец и разломал все его столпы. Обратившись к своим рабам, он приказал целиком разрушить особняк.

Наставник царевича оказался рядом во время разрушения. Он наклонился, подобрал с пола бамбуковую трубочку и, используя ее как флейту, стал выводить веселую мелодию.

Все, кто при этом присутствовал, не могли не удивиться, ибо знали, как сильно любит царевича его наставник.

"Как можешь ты играть радостную музыку, когда царь разрушает дворец своего сына?" — спросили они.

"Я испытываю облегчение от того, что царь излил гнев свой на стены дворца, а не на самого царевича. Обрушься его гнев на царевича, он бы повелел казнить его".

Так и Асаф объяснил своим современникам: "Я счастлив, что Б-г излил свой гнев на дерево и камни Храпа, а не истребил еврейский народ".

Таким образом, это проклятие, которым грозит Тора, подразумевает, помимо своего зловещего смысла, еще и то, что наш народ уцелеет и когда-то сможет заново отстроить свои разрушенные святыни.

2. "Истреблю ваших вождей и знать".

Это проклятие тяжело ударит по еврейскому народу. Люди способны выносить страдания, пока у них есть вожди, на чье руководство они могут положиться. Если вождей не останется, то народ окончательно падет духом.

Неурожай из-за засухи

Всемогущий заявляет далее: "Сделаю ваше небо как железо и вашу землю как медь!" (26:19).

Это проклятие ужаснее, чем похожее на него, провозглашенное в книге Дварим (28:23): "И станет твое небо, что над твоею головою, медью, а земля, что под тобою, — железом".

То проклятие подразумевает, что небеса останутся небесами, хотя и медными, все же они дадут немного влаги, а земля, хоть и не будет рожать, тем не менее, подобно железу, сохранит урожай, который окончательно высохнет.

Но проклятие в нашей главе пророчит худшее. Небо уподобится железу, не выделяющему ни капли влаги. Земля же станет влажной — подобно меди, которая запотевает, — и потому плоды станут гнить.

"Не стану Я внимать молитвам цадиков из вашей среды, которые будут умолять Меня послать дождь, пока вы не исправите свои пути".

Рейш-Лакиш учил: "Из-за грехов еврейского народа страдает весь мир.

Если бы языческие народы знали, что причиной их страданий являются прегрешения евреев, то они бы приставили к каждому еврею двух стражников, чтобы заставлять его соблюдать Тору".

Тора заявляет, что из-за прегрешений евреев небеса не дадут дождя. То же самое провозгласил пророк (Хагай 1:10): "Поэтому небо закрылось и не дает вам росы".

Но если евреи будут праведны, то Б-г благословит весь мир; как обещал Он Аврааму: "Через твое семя все народы земли будут благословенны".

"И будет истощаться попусту ваша сила" (26:20).

"Будете сеять, пропалывать посевы, очищать их от тернов и запахивать свои поля. Но после всех этих тяжких трудов не даст земля своих произрастаний во время жатвы, ибо засуха уничтожит всходы. И не пожнете вы даже по своим семенам".

Это проклятие простирается и на другие случаи "истощения сил попусту". Например, еврей вырастил дочь и теперь выдает ее замуж. Но еще до окончания свадебных дней она умрет.

"И деревья земли не дадут своих плодов" (там же).

Это проклятие означает:

1. Почва будет проклята, и потому плоды не созреют в свое время.

2. Когда же они наконец созреют, дерево сбросит все свои созревшие плоды, и станут они негодными в пищу.

Ущерб от животных

"Если припишете вы все прежние проклятия простому совпадению и станете утверждать: "Причиной им не наши грехи, а природные бедствия", то поразят вас последующие кары".

Раши перечисляет в этом ряду семь проклятий (26:21-22): 1. Ущерб от домашнего скота. 2. Ущерб от диких зверей. 3. Ядовитые змеи (упомянутые в связи со схожим проклятием, содержащимся в Дварим 32:24). 4. Животные, истребляющие детей. 5. Звери, истребляющие скот. 6. Звери, убивающие евреев прямо в домах. 7. Запустение на дорогах.

"Я пошлю на вас полевых зверей, и они растерзают ваших детей, истребят ваш скот и войдут в ваши дома, чтобы напасть на вас.

Останется вас из тысячи — сто, а из ста — один.

И даже домашние животные станут поражать вас".

Наши мудрецы рассказывают, что случались времена, когда в Эрец Исраэль быки и ослы насмерть кусали людей.

"И все дороги ваши, большие и малые, станут безлюдными, ибо ни один путник не осмелится ходить по ним".

Причиной тому, что дикие звери начинают свирепствовать, являются такие прегрешения:

<> Пустая глупая клятва. Например, клятва в том, что такой-то мужчина на самом деле женщина.

<> Ложная клятва. Например, заверение в том, что некое ложное утверждение на самом деле истинно.

<> Хилул Ашем (осквернение Имени Б-га).

<> Осквернение Шабата.

Вражеская осада, ведущая к смерти и голоду

"Если вы станете утверждать, что все прежние несчастья были простым совпадением, и поэтому не примете их к сердцу, то постигнут вас и другие проклятия".

Раши (26:26) дает такой перечень следующих семи проклятий: 1. Меч. 2. Осада. 3. Язва. 4. Сокрушение хлебной опоры. 5. Нехватка дров. 6. Сыпучий хлеб. 7. Проклятие чреву. Раши поясняет, что стих "И будете преданы в руки врага" (26:25) — это не отдельное проклятие, а часть проклятия мечом.

"Я отомщу за нарушение Моего завета Торы. За этот грех Я навлеку на вас меч, и вражьи полчища нападут на вас".

"Соберетесь в ваших городах" (26:25), страшась вражеской осады.

"И Я пошлю язву в вашу среду" (там же).

"И в ваших городах ваша жизнь будет в смертельной опасности".

"Будете преданы в руки врага" (там же).

"Наконец, неизбежно попадете в руки врага, когда станете выносить умерщвленных язвою для погребения".

Это проклятие сбылось во время осады Иерусалима.

По еврейскому закону труп нельзя оставлять в Иерусалиме на ночь. Потому каждый день евреи выносили своих мертвецов за городские стены, чтобы хоронить их там. Когда они выходили за пределы города, на них нападали враги и многих убивали.

"Внутри города положение ухудшится".

"Сокрушу у вас хлебную опору" (26:26). Проклятие означает, что все припасы придут к концу, — это худшее из проклятий.

"Десять женщин будут печь хлеб в одной печи" (там же).

Дров тоже не будет хватать, и поэтому десять женщин будут делить одну печь. "И придется им вместе собирать хлеб, чтобы взвесить его".

На муку, из которой будут печь хлеб, пойдет гнилое зерно, и при выпечке хлеб станет крошиться. Скверное тесто даст не цельные хлебы, а крошки, которые женщины будут собирать и взвешивать, чтобы поделить между собой.

"И будете есть и не насытитесь".

Это — отдельное проклятие. Оно означает: "И даже над едой, которую станете есть, будет тяготеть проклятие. Сколько бы ни съели, не ощутить вам сытости".

Проклятие о недостатке еды сбылось при разрушении обоих Храмов. Когда перед разрушением Второго Храма Иерусалим был осажден римлянами, произошло вот что:

Тремя сказочно богатыми мужами славился Иерусалим. Первого звали Накдимон бен Гурион. Такое имя было дано ему потому, что однажды из-за его молитвы Всемогущий сделал так, что солнце снова вышло сразу после заката (имя Накдимон происходит от накад, "светить"). Второй, Бен Кальба Савуа, получил свое имя за гостеприимство; оно означало, что всякий нищий, входивший в его дом голодным, как пес, уходил сытым. Третьим был Бен Цицит Акесет. Бен Цицит означает, что когда он выходил из дома, перед ним раскатывали ковер, дабы цицит (кисти) его одежды не коснулись земли. Акесет намекает на то, что всякий раз, когда он бывал в Риме, в императорском дворце, его кресло ставили рядом с креслами римских вельмож.

Эти трое обещали предоставить свои богатства в распоряжение осажденного города. Один снабдил его пшеницей и ячменем, второй — питьем, третий — дровами. Их богатства были так огромны, что с закупленными ими припасами город мог бы продержаться двадцать один год.

Однако нашлись среди народа бирьоним, воинствующие евреи, отказавшиеся следовать совету мудрецов подчиниться Риму. Они жаждали войны, и для этого подожгли склады с припасами. И тогда в Иерусалим вошли голод и нужда. Голод усиливался до тех пор, пока даже богатейшие из горожан не остались без куска хлеба.

Мудрец р. Йоханан бен Закай ходил по улицам и видел, как люди делали себе похлебку из соломы и ели ее.

При разрушении Первого Храма у имущих, несмотря на всеобщие лишения, еще оставалось немного пищи. Во время разрушения Второго Храма даже знатные евреи умирали от голода.

В начале осады Иерусалима богатые евреи спускали римлянам с городских стен корзины, полные золота, а поднимали наверх еду. За каждую корзину золота римляне давали корзину мяса. Позднее они брали золото и возвращали корзину соломы. Изголодавшиеся евреи варили солому и пили получавшийся отвар.

Наконец, римляне стали забирать золото и возвращать корзины пустыми.

Какие грехи навлекают на нас смерть от меча, осады и голода?

Это кара за извращение справедливости и отказ изучать Тору.

Вершина голода: поедание собственных детей

"Если вы продолжите преступать Тору и откажетесь совершать тшуву, то вам уготован еще один ряд наказаний".

Раши (26:31) приводит такой перечень следующих семи проклятий: 1. Поедание плоти сыновей и дочерей. 2. Разрушение высот. 3. Повержение мертвецов на изваяния идолов. 4. Уход Шехины. 5. Разрушение городов. 6. Обезлюдение Храма. 7. Прекращение жертвоприношений.

"И будете есть плоть своих сыновей и плоть своих дочерей будете есть" (26:29).

Это жуткое проклятие сбылось при осаде Иерусалима во время разрушения Первого Храма.

Вдова Доэга бен Йосефа была состоятельной женщиной. Каждый год она взвешивала своего маленького сына, чтобы пожертвовать Храму столько золота, сколько ее сын прибавил в весе за год.

Во время осады Иерусалима, когда еды больше не осталось, она так мучилась от голода, что ела плоть своего мальчика.

Предвидя это кошмарное бедствие, пророк Ирмеяу возопил: "...Чтобы женщины ели младенцев, вскормленных ими?" (Эйха 2:20).

И ответил Руах акодешг. "Разве не справедливо это наказание? Ведь "убиваемы были в Храме Ашема коэн и пророк" (там же).

Ответ означал, что евреям пришлось есть своих детей в наказание за убийство пророка Зехарии бен Йеояды, который был коэном и пророком одновременно.

На какие события указывает этот стих?

После смерти своего учителя Йеояды царь Иоаш не противился распространению идолопоклонства в земле Йеуды.

И тогда пророк Зехарья (сын почившего учителя царя Яаша, Иеояды) поднялся, встал во внутреннем дворе Храма и яростными словами стал упрекать народ, побуждая его исправить свои пути.

Зехарья произносил свои слова не только ради Всемогущего. В своем сердце он презирал народ, считая себя выше всех, ибо был он не только пророк, но еще и коэн, и помимо того зять царя.

Поэтому его слова не возымели желаемого воздействия, не побудили внимавших ему совершить тшуву.

Царь Иоаш приказал людям из знати умертвить Зехарью, и они убили его во внутреннем дворе Храма.

Ашем отомстил за это убийство. Когда они собрались предать тело Зехарьи погребению, его кровь начала кипеть, и упокоить ее было невозможно. Кровь продолжала бушевать в продолжение следующих 252 лет — до царствования царя Цидкияу.

На двадцатый год правления Цидкияу в Иерусалим ворвался вавилонский полководец Невузарадан. Еврейскую кровь он проливал как воду. Взойдя на Храмовую Гору, он увидел, как кипела и пенилась кровь Зехарии.

"Что это такое?" — спросил он.

"Жертвенная кровь", — ответили евреи.

"Я покрою ее", — сказал Невузарадан. Но, несмотря на все усилия, кровь пробивалась на поверхность и продолжала кипеть.

"Раскройте мне правду об этом деле, — пригрозил полководец, — или вашу плоть будут скрести железными скребницами".

И тогда они открыли ему: "Был некогда в нашей среде пророк, и был он коэном. Когда он предостерег нас о грядущем разрушении, мы убили его".

"Не волнуйтесь, — усмехнулся Невузарадан, — его кровь сейчас уймется". Он привел членов Санхедрина и заколол их над кровью Зехарьи. Но та продолжала кипеть. Тогда привели маленьких детей и тоже закололи их. Потом привели и убили молодых коэнов. Кровь по-прежнему бурлила. Невузарадан перебил над кровью Зехарьи сотни тысяч евреев. Наконец, он воскликнул: "Зехарья, Зехарья! Я убил лучших из них. Ты хочешь, чтобы я истребил весь народ?"

И тогда Всемогущий преисполнился сострадания к еврейскому народу, ибо он искупил грех убийства. И повелел Он, чтобы кровь успокоилась.

Как сказано выше, убийство Зехарьи было совершено царем и знатными людьми. Почему же кара за учиненное ими преступление постигла весь народ?

Убийство произошло на храмовом дворе при большом скоплении людей. Но никто из них не возмутился, и поэтому Всемогущий, устанавливая наказание тому, кто не выполняет своего долга перед общиной, всех их счел виновными. В результате свершилось проклятие Торы о матерях, которые будут поедать своих детей.

После разрушения Второго Храма не только родители ели своих детей, но и дети ели родителей; как пророчествовал Ехезкель (5:10): "Отцы будут есть своих сыновей, а сыновья будут есть своих отцов".

Римский император Адриан, да сотрется его имя, преследовал и истреблял евреев в Эрец Исраэль. Чтобы заманить евреев в западню, он велел объявить своим военачальникам в разных городах, что всякому еврею, который предаст себя в руки властей, будет обеспечена жизнь и, кроме того, будет позволено попросить у императора все, что он пожелает. Тех же, кто попытается скрыться, будут безжалостно преследовать.

Обманутые лживыми посулами, многие евреи явились к властям и были тут же убиты.

Тогда римляне пустили слух, что этих несчастных убили якобы за то, что они, запросив слишком много, вызвали гнев императора. Но теперь любому еврею, если только он придет и попросит, чтобы его не изгоняли, можно будет остаться в Эрец Исраэль.

И снова нашлись евреи, которые поверили этим коварным обещаниям. Их тоже убили. После этого император отдал приказ своим войскам: "Хватайте всякого еврея, который появится, и говорите ему, что сейчас я сижу за трапезой и что беспокоить императора, когда он ест, тягчайшее преступление".

Римские легионеры пролили столько еврейской крови, что она стекала в реку красными ручьями.

Люди попрятались в пещере, где умирали от голода. Дело дошло до того, что они поедали умерших. Рассказывали, что дети не гнушались есть трупы своих родителей. Так сбылось жуткое проклятие (Ехезкель 5:10): "И сыновья будут есть своих отцов".

Ни один из народов не получил такого страшного и ужасающего опыта, который можно было бы сравнить со страданиями, выпавшими на долю еврейского народа. Потрясение от этих чудовищных событий, которое мы испытываем, когда читаем о них, призвано подвигнуть нас на постижение того, что Всемогущий никогда не позволит Своему народу полностью оторваться от Торы и раствориться среди других племен. Ашем заявляет (Ехезкель 20:32, 33): "Задуманному вами — не бывать! Как и тому, что вы говорите: Будем как (другие) народы, как племена (других) стран — служить дереву и камню. Жив Я — слово Всемогущего Б-га! Крепкой рукой, простертой мышцей и изливающейся яростью воцарюсь над вами".

Ужасающие события Катастрофы — тоже повторение проклятий Торы. С точки зрения религиозного еврея, они служат обновленным доказательством того факта, что еврейский народ никогда не исчезнет. Если мы оставим Тору, то ужасы и бедствия, подобных которым не знает история, напомнят нам о подлинной нашей задаче.

Разрушение высот: евреи, падающие замертво на идольские изваяния

"И разорю ваши высоты" (26:30) — ваши замки, своды и башни, и таким образом "разрушу ваши солнечные кумиры".

Евреи имели обыкновение устанавливать на своих крышах изваяния, обращенные лицом к солнцу. Назывались эти изваяния хаманим (от слова хама — солнце).

Тора грозит, что высокие места, куда они ставили изваяния, обрушатся, а идолы будут уничтожены.

"И повергну ваши трупы на распавшихся ваших идолов" (там же).

Во времена, предшествовавшие разрушению Храма, евреи погрязли в идолопоклонстве настолько, что имели обыкновение повсюду носить с собой маленькие, карманного размера, изваяния идолов. Ашем предупредил их, что они падут замертво на своих идолов.

Как уже объяснялось в предыдущих книгах, мы не осуждаем наших праотцев за поклонение идолам, потому что не можем судить о силе побуждений, толкавших их на это. По просьбе мужей Великого Собрания Всемогущий ликвидировал склонность человека к открытому служению идолам. И тогда идолопоклонство приняло отвлеченную форму. Оно стало проявляться в преклонении перед чужими философскими системами, могуществом, деньгами, наукой и так далее.

В дни разрушения пророк Элияу, бродивший по улицам Иерусалима, заметил маленького мальчика, который лежал на куче отбросов. Все его тело распухло от голода.

"Ты чей?" — обратился Элияу к мальчику.

Тот назвал имя своих родителей.

"Живы ли твои родные?" — спросил Элияу.

"Нет, я остался один, — ответил мальчик, — они все умерли".

"Послушай меня, — ласково сказал Элияу. — Я научу тебя такой молитве, которая сохранит тебе жизнь, если будешь читать ее каждый день. Сказать ее тебе?"

"Скажи", — ответил мальчик.

И Элияу наказал ему: "Говори так: Шма Исраэль Ашем Элокейну Ашем Эхад".

Но мальчик не согласился. "Нет, — сказал он. — Мои родители никогда не произнесли бы имя Ашема. И я не стану говорить эту молитву". При этом он вытащил идола, которого носил у себя на груди, обнял его и поцеловал. В тот же миг глаза его закатились, и он мертвым упал на своего идола. Проклятие Торы свершилось над ним.

Далее Ашем угрожает, что за грехи евреев Он уведет Свою Шехинут их среды (там же).

Храм и вся Земля приходят в запустение

"И сделаю так, что опустеют ваши святилища" (26:31).

Тора предсказывает, что в дни праздников толпы народа не будут больше наполнять Храм, ибо в Эрец Исраэль не останется евреев.

Более того, это проклятие предсказывает грядущее разрушение синагог и домов учения (что подразумевается употреблением в этом стихе слова "святилище" во множественном числе, ибо синагоги и дома учения тоже именуются "святилищами").

Почему Тора говорит здесь "ваши святилища"?

Ашем не захотел связать Имя Свое с Храмом, ибо во времена, предшествовавшие разрушению Храма, евреи, совершая службу, одновременно преступали Тору.

"И обонять не стану вашего благоуханного воскурения" (там же).

1. "Не стану ваши приношения принимать в благоволении".

2. "В конце концов прервется служба в Храме".

Перед разрушением Первого Храма служба продолжалась даже после вступления врагов в Иерусалим. Когда в Храме не осталось животных для жертвоприношений, евреи подкупали врагов корзинами золота и те перебрасывали требовавшихся животных через стену. В семнадцатый день тамуза евреи не получили животных для жертв и перестали приносить корбан тамид (ежедневное жертвоприношение). Другие виды службы в Храме продолжались до седьмого дня месяца ава.

Далее Тора предупреждает, что ничья нога не пройдет по улицам некогда людных городов (26:31) и что вся страна опустеет (26:32).

Завершается этот стих утешающим заверением. Всемогущий не желает, чтобы чуждые племена поселились в Эрец Исраэль и наслаждались ею. Поэтому Он обещает (26:32): "Придет она в разорение от наших врагов, которые станут жить на ней". Это обещание подразумевает, что ни один народ, кроме еврейского, не будет благоденствовать, поселившись в Эрец Исраэль, а поэтому не закрепится на ней.

Так и произошло. За прошедшие столетия многие народы пытались устроиться в Эрец Исраэль, но все они потерпели неудачу. Со времен разрушения Храма Земля не встречала добром ни единое чужое племя. Это — признак того, что она ждет возвращения своих сынов в дни Машиаха.

Изгнание — в наказание за идолопоклонство и несоблюдение шмиты

"И рассею Я вас между народами" (26:33).

Если людей, принадлежащих к одному и тому же народу, изгоняют в другую страну, то обычно они селятся вместе. Однако про евреев Всемогущий заявил: "Разбросаю вас так, как разбрасывает веятель ячменные зерна. Во все стороны раскидывает он зерна, ни одно из них не ложится рядом с другим. Так и вы будете разъединены".

Но и это проклятие, как все остальные, несет в себе скрытое благо.

Изгони Всемогущий весь наш народ в одну из стран — только в одну! — мы давно были бы стерты с лица земли. Но поскольку мы рассеяны по всему свету, то если нас преследуют в одной стране, мы спасаемся в других.

"И обнажу меч за вами" (там же).

Всемогущий предупреждает: "Если обнажу меч — не верну его в ножны. Он останется обнаженным: подвергнетесь нескончаемым преследованиям от рук врагов".

И в самом деле, после разрушения Храма случилось одно происшествие, которое заставило евреев собраться — и все время пребывать в готовности к войне.

Что это за происшествие?

Когда на евреев обрушились преследования, они сперва держали свое оружие в тайном хранилище, неподалеку от городской стены. Однажды враги заметили, как они входят в это здание, и пробрались вслед за ними. Обнаружив в своем тайном хранилище неприятелей, евреи подняли страшную суматоху. Люди сбивали друг друга, и от рук братьев пало больше своих, нежели от руки врага. И тогда мудрецы постановили, чтобы каждый еврей все время держал оружие при себе.

"И станет ваша Земля безлюдна, а города опустошенными" (там же).

Тора предсказывает: "Оказавшись в изгнании, вы долгое время не сможете вернуться на Землю. Она будет безлюдна многие годы. И когда, после долгого отсутствия, вы вернетесь в Эрец Исраэль, то не узнаете своих некогда возделанных земель, прекрасных садов и виноградников. Ваша Земля будет разорена. Не останется ни одного привлекательного места, куда бы вы могли вернуться".

За какие прегрешения были евреи изгнаны?

Наши мудрецы указывают на два главных греха:

1. Ашем возглашает: "Я повелел вам давать земле отдых в каждый седьмой год, но вы не соблюдали эту мицву. Пока пребудете вы в изгнании, наверстает земля все те годы отдыха, которых вы ее лишили (26:34-35). И тогда утихнет Мой гнев на вас".

Грех пренебрежения шмитой столь тяжек, что он еще раз упоминается в Предостережении (26:43).

2. Изгнание — это воздаяние мида кенегед мида за идолопоклонство.

Всемогущий говорит: "Если вы хотите поклоняться идолам, то Я приведу вас в страны, полные идолопоклонства".

"Что до оставшихся из вас, то Я вселю в их сердца страх в земле их врагов. Погонит их шелест трепещущего листа, и побегут, как от меча, и падуг, хотя никто не преследует" (26:36).

Р. Йеошуа бен Йеуда рассказывает о том, как он стал свидетелем буквального исполнения этого проклятия:

"Однажды в те тревожные и беспокойные времена мы сидели в тени деревьев. Внезапно поднялся ветер и сдул с деревьев листву.

"Ой, — закричали мы в страхе, — нас догоняют всадники, они преследуют нас!"

Мы вскочили и побежали быстро, как только могли. Наконец, после долгого и изнурительного бега, мы догадались оглянуться. И увидели, что вокруг безлюдно; ни вблизи, ни в отдалении не было никаких всадников. Тогда мы сели на землю и заплакали: "О, горе нам, ибо свершилось с нами то, что предсказано в стихе из Предостережения (26:36): "И погонит их шелест трепещущего листа".

Проклятие о "трепещущем листе, звук которого погонит евреев", было небесной карой мида кенегед мида за то, что они в свое время ставили идолов под каждым зеленеющим деревом.

"И споткнутся друг о друга, как от меча, хотя никто не преследует" (26:37).

Проклятие о евреях, убивающих друг друга, сбылось во времена римских гонений.

Многие евреи скрывались от римлян в пещерах, постоянно пребывая в смертельном страхе, что римляне обнаружат вход в пещеру и истребят их. Поэтому постановили, что никому нельзя выходить без нужды из пещер наружу. Это должно было помешать притаившимся где-то в окрестности римским лазутчикам, которые сидели в засаде, надеясь обнаружить их убежище. Но было разрешено незаметно входить в пещеру всем евреям, которые хотели к ним присоединиться.

В те времена евреи носили тяжелые башмаки на деревянной подошве, подбитые железными гвоздями. Однажды случилось, что в пещеру вошел еврей, надевший башмаки задом наперед (чтобы казалось, что его следы ведут из пещеры наружу).

Увидев отпечатки его ног, евреи закричали: "Один из нас ушел, и враги наверняка его выследили. Теперь они заявятся сюда и всех нас перебьют!" Поднялась паника. Давя друг друга окованными железными башмаками, евреи убили тогда большее число своих товарищей, чем пало от рук врагов.

Слова стиха "и споткнутся друг о друга" наши мудрецы истолковывают как "один погибнет за грехи другого". Стих учит нас основополагающему принципу Торы о взаимной ответственности евреев. Если один из них преступил Тору, и другой мог остановить его, но не остановил, молча взирая на прегрешение, то второй несет ответственность за грех своего ближнего.

Более того, всякий раз, когда кто-то из евреев грешит, хотя бы и тайно, — он наносит вред всему еврейскому народу.

Представим себе такую картину. Пассажиры сидят в летящем самолете. Одни читают, другие беседуют, но большинство дремлет. Идет обычный полет.

Но вдруг один из них открывает глаза, и что он видит? Его сосед занят весьма странным делом: вытащив из сумки набор инструментов, он сильными и умелыми руками сверлит дыру в стекле иллюминатора.

"Что вы делаете?!" — в испуге спрашивает он своего соседа.

"Не твое дело!" — отвечает тот, продолжая орудовать сверлом.

Тогда пассажир вскакивает со своего места, бежит в пилотскую кабину — и возвращается вместе с пилотом. Пилот видит, чем занят этот сумасшедший, и начинает кричать: "Немедленно прекратить! Отнимите у него инструменты!"

Сверлильщик удивленно смотрит на пилота. "Что вы имеете в виду?! — возмущается он. — Это мое место, я его купил. Чтобы сидеть рядом с иллюминатором, я заплатил большие деньги".

Тем временем все пассажиры вскакивают со своих кресел и бросаются к месту событий, вопя: "Кретин! Идиот! Здесь нет никаких "своих мест". Ты что, не знаешь, что если ты просверлишь дырку, то нам всем придет конец?!"

Такой притчей (вернее, очень похожей на нее) наши мудрецы поясняют положение одного еврея внутри еврейского народа. Все евреи составляют единую духовную целостность, их души связаны между собой. Поэтому еврей, совершающий прегрешения, не только вредит своей собственной душе, но, и это самое страшное, наносит ущерб всему народу.

"И затеряетесь среди народов, и пожрет вас земля ваших врагов" (26:38).

Этот стих предсказывает, что в чужих землях евреи будут разбросаны далеко друг от друга и не смогут общаться между собой. Многие из них умрут в изгнании.

"Оставшиеся из вас умрут в своих беззакониях в землях ваших врагов" (26:39).

Этот стих означает, что те евреи, которые и в изгнании будут продолжать грешить, в конце концов погибнут.

"И в беззакониях своих отцов умрут они" (там же).

Если сыновья прилепятся к нечестивым путям своих отцов, то они будут наказаны страданиями не только за свои собственные грехи, но и за грехи своих отцов.

Утешение и надежда на будущее

Всемогущий заявляет: "Я не допущу, чтобы за время изгнания евреи целиком растворились в других народах. Если они станут подражать своим соседям, неевреям, то Я заставлю их признать Мое владычество, излив на них Свой гнев".

"И если тогда они признают свои прегрешения и возвратятся ко Мне, то Я сразу же пожалею и избавлю их за заслуги их праотцев".

"Тогда вспомню Я Свой завет с Яаковом и Свой завет с Ицхаком, и Свой завет с Авраамом вспомню, и Землю вспомню" (26:42).

Первым из наших праотцев Ашем упоминает Яакова, ибо он был величайшим из них, самым любезным сердцу Ашема, причем все его дети были праведниками.

Ашем упоминает всех праотцев по именам, поскольку каждый из них был настолько велик, что Всемогущий мог заключить с ним свой завет, если бы даже остальных праотцев не было: с одним Авраамом, или с одним Ицхаком (если б даже он был не сыном Авраама, а первым из праотцев), или с одним Яаковом (если бы даже он не был ни сыном Ицхака, ни внуком Авраама). Отдельного завета с любым из праотцев вполне хватило бы, чтобы освободить еврейский народ из изгнания.

Что касается наших праматерей, то, хотя они явно не упоминаются в этом стихе, все же и им возданы почести. Их заслуги тоже нужны для нашего избавления. На праматерей в нашем стихе намекает слово "вместе (с кем-то)" и подразумевает, что Ашем вспомнит тех, кто был вместе с нашими праотцами, а именно: наших праматерей.

И, наконец, Ашем обещает, что Он вспомнит Землю. Зачем говорить про Землю?

Между нашими праотцами и Эрец Исраэль существовала особая связь. Обитание в Земле помогало им достичь совершенства. Поэтому Земля, так много значившая в их жизни, всякий раз упоминается вместе с ними.

Далее Ашем обещает: "Хоть Я и покараю изгнанием еврейский народ, тем не менее совсем не отвергну его. В дни жесточайших гонений взращу Я в его среде праведников и мудрецов, чтобы избавить народ от уничтожения".

"Не презрю Я их" (26:44) — это обещание касается вавилонского ига, во время которого евреев защищали Даниэль, Ханания, Мишаэль и Азария, занимавшие при дворе царя высокие должности.

"И не возгнушаюсь ими" (там же) — ибо возведу Шимона Праведника на высокую должность и он избавит евреев от опасности.

В более поздние времена Матитьяу и его сыновья начнут освободительную войну против греков.

Как защитил евреев Шимон Праведник?

Кутим (самаритяне, враги евреев) подстрекали Александра Великого разрушить Храм, утверждая, что храмовое служение является бунтом против царя. Александр поверил им и вместе со своим войском направился к Иерусалиму.

Когда первосвященник Шимон Праведник узнал, что Александр с войском на подходе к городу, он облачился в свои восемь храмовых одеяний, которые он носил, совершая служение в Храме, и приказал, чтобы все остальные коэны тоже надели священные облачения. После этого он вместе с коэнами вышел за ворота Иерусалима, чтобы встретить царя. (Коэны не могут носить священные одеяния за пределами Храма, но при чрезвычайных обстоятельствах им разрешено нарушить запрет).

Завидев приближающегося к нему первосвященника, Александр сошел с колесницы и, ко всеобщему изумлению, простерся перед ним ниц. Этот поступок царя объяснялся тем, что однажды Ашем, придя евреям на помощь, дал Александру увидеть во сне, как величественный старец в священническом облачении, похожий на Шимона Праведника, появляется перед ним и объявляет о будущих его победах в сражениях.

Шимон Праведник объяснил царю, что евреи на самом деле молились в Храме о его благоденствии. И Александр внял его словам! Он дал Шимону Праведнику разрешение наказать кутим за ложные обвинения.

С тех пор Александр стал милостив к евреям и не мешал им соблюдать законы Торы.

"И не отменю Я свой завет с ними" (там же).

Ашем обещает: "В грядущем Я Сам — а не человеческий сын — навсегда избавлю вас от господства язычников".

Возникает вопрос: Ашем говорит, что во все годы изгнания Он не отвергал нас, но разве мы не были лишены всех тех драгоценных даров, которыми обладали раньше? По крайней мере, один из этих драгоценных даров — наша святая Тора — оставалась с нами и в изгнании. Только благодаря ей мы уцелели среди языческих народов.

Угощение на свадьбе царя было великолепным. Щедрой рукой оделял царь едой и питьем своих гостей и развлекал их на славу. Гости знали, что по брачному договору невесте царя обещаны сокровищницы, полные золота, серебра и изящных драгоценностей, дома, особняки и сады, которые будут принадлежать ей одной.

Вскоре после свадьбы неотложные дела заставили царя уехать в заморские страны. Первое время его молодая жена думала, что он скоро вернется, но вот уже прошло полгода, затем год, а от царя не было никаких известий. Через некоторое время уставшая ждать страна избрала себе нового правителя, и народ забыл о своем царе. Но не забыла о нем царица — она по-прежнему ждала его возвращения.

Проходили годы, десятилетия. Люди стали забывать имя своего прежнего царя. Им было невдомек, почему бывшая царица все еще надеется на то, что ее супруг вернется. Она получала новые предложения, вельможи и цари из разных стран просили ее руки. Но всем она, не колеблясь, отказывала, объясняя, что она не вдова, а замужняя женщина.

"Это правда, она когда-то была замужем, — говорили люди, — но пора уже забыть о том муже. Ведь он пропал, вестей о нем нет, годы идут, разве эта гордая женщина не вольна снова устроить свою жизнь?"

Всякий раз, когда царица слышала подобные разговоры, она впадала в уныние. В такие минуты она отпирала ларец, где хранился ее брачный договор, и перечитывала его. Там черным по белому было написано: "Я обещаю моей жене десять сокровищниц, полных золота и серебра, двадцать жемчужных ожерелий, золотые кольца... и т.д.". Она получит от царя все эти богатства — он дал ей в этом свое царское слово. И она решала ждать дальше.

Представьте себе, ее надежды сбылись. В один прекрасный день затрубили дворцовые трубы, возвещая о прибытии царя, вернувшегося домой, чтобы пожаловать всех тех, кто остался верен ему до конца.

Увидев, что царица все еще ждет его, он спросил ее: "Как ты смогла противиться всем настояниям о новом замужестве и остаться верной мне?"

"Сказать тебе по правде, — ответила она, — я бы поддалась всеобщим уговорам, если б не твой брачный договор. Я помнила, как ты, вручая его мне, дал слово, что я получу все, что обещано мне по этому договору.

Всякий раз, когда я была близка к отчаянию, я заново перечитывала эту бумагу".

С того времени как еврейский народ был брошен в изгнание, народы, среди которых евреи селились, старались убедить их перенять языческие обычаи и образ жизни. Тысячи лет задавали они вопрос: "Почему вы все еще цепляетесь за своего Б-га? Он давным-давно оставил вас. Почему вы не сливаетесь с нами? Если вы примете нашу веру, мы поставим вас на высочайшие должности в стране". Окружавшие народы никогда не оставляли попыток посулами или силой заставить евреев отречься от Торы.

Но входил еврейский народ в свои синагоги и дома учения, вынимал Сефер Тору и читал (Ваикра 26:9): "Я обращусь к вам, распложу и умножу вас и укреплю Свой завет с вами". Читая эти обещания счастливого будущего, они утешались и снова всецело полагались на Б-жественное Слово.

Когда настанет день Избавления, Всемогущий скажет нам: "Сыны мои, как вы смогли ждать Меня тысячелетиями!"

И мы ответим: "Если бы не Тора, которую Ты даровал нам, мы бы давно поддались убеждениям язычников, ибо сказано (Эйха 3:21): "Я освежаю Тору в Своей памяти, на это уповаю". Так же возглашал Давид (Теплим 119:92): "Если бы не Твоя Тора, которая была моим утешением, погиб бы я в своем бедствии".

Тора подчеркивает: "Вот установления, законы и Тора, которые постановил Ашем между Собою и евреями на горе Синай через Моше" (26:46).

Слово Тора в этом стихе стоит во множественном числе — чтобы указать на тот факт, что Моше получил одновременно и Письменную Тору, и Устную.

К мудрецу Шамаю пришел язычник и спросил: "Сколько у вас Тор?"

"Две, — ответил мудрец, — Письменная Тора и Устная".

"Я хочу перейти в еврейство, — заявил язычник, — и принять Письменную Тору. Ибо поверить в Тору, которая передавалась словесно, из уст в уста, я не могу".

Услыхав такие слова, Шамай прогнал его прочь. Тогда язычник направился к Гилелю с той же просьбой — обратить его в иудаизм, но не обучать при этом Устной Торе.

"Согласен, — ответил Гилель, — садись, и я буду обучать тебя Торе. Сперва ты должен выучить еврейские буквы".

Он взял свиток, начертил букву алеф и объяснил язычнику, как она называется. Затем начертил букву бет и назвал язычнику ее имя. Потом он написал еще две буквы, сообщил язычнику их названия и сказал, что первый урок окончен, а второй будет завтра.

Следующим утром, когда язычник уселся и приготовился внимать наставлениям, Гилель указал на алеф и заявил, что это бет!

"Неправда! — возразил ученик. — Эта буква называется алеф!"

"Откуда ты знаешь? — спросил Гилель. — Уже не полагаешься ли ты на мои вчерашние устные объяснения? Если так, то теперь ты видишь, что на любой ступени обучения мы должны так или иначе основываться на устном предании. Если ты веришь в мое устное наставление о том, что алеф это алеф, то почему бы тебе не положиться на все прочие мои устные наставления?"

Язычнику ничего не оставалось, как признать правоту Гилеля. В результате он принял и Устную Тору, а затем перешел в еврейство.

Эрхин (жертвование денег в Храм за того или иного человека)

Считается, что еврею, попавшему в опасность, следует пообещать дать деньги на цедаку, ибо "Благотворительность избавляет от смерти" (Мишлей 10:2).

После Предостережения, в котором говорится о будущих очень опасных временах, Тора дает совет, что следует делать еврею, попавшему в угрожающие обстоятельства. Оказывается, ему надо дать свои деньги на благотворительность. Один из видов благотворительности состоит в жертвовании Ашему денежной оценки того или иного человека. Что это за "денежная оценка"?

Это такие пожертвования, которые "приравниваются" к "стоимости человека", т.е. Тора смотрит на них как на жертву, которая приносится вместо оцениваемого человека. Она говорит: "Если даруешь Храму чью-то "оценку", то она будет принята словно жертва самого человека".

Тора установила шкалу твердых денежных оценок людей — отдельно для мужчин и отдельно для женщин, в соответствии с их возрастом. Важно отметить, что оценки, установленные Торой, не являются стоимостью человека при его продаже в рабство. Их следует понимать просто как Б-жественное установление. Приводим таблицу оценок, выраженных в священных шекелях, как того требует Тора.

Возрастная группа Мужчины Женщины

От 1 мес. до 5 лет

5 шек.

3 шек.

5-20 лет

20 шек.

10 шек.

20-60 лет

50 шек.

30 шек.

Свыше 60 лет

15 шек.

10 шек.

Все пожертвования, основанные на оценках людей, использовались на текущие нужды Храма.

Если кто-то провозглашал: "Оценка такого-то человека будет мною принесена в жертву", то эти слова становились клятвой, обязательной к выполнению. Поэтому прежде чем давать такой обет, ему надо было удостовериться в своих возможностях его исполнить.

Высказывать подобную клятву надо было ясно и недвусмысленно, иначе могли возникнуть недоразумения, как, например, в случае с обетом Ифтаха:

Судья Ифтах не был сведущ в Торе, как другие мудрецы. Однажды, когда он воевал со страной Амона, им был дан такой обет: "Если я одержу победу в этой войне, то пожертвую Ашему того, кто первым выйдет из моего дома при моем возвращении".

Так случилось, что первой ему навстречу вышла его дочь, которая хотела торжественно принять возвращающегося с войны отца.

"Ах, дочь моя! — воскликнул Ифтах, увидев пляшущую дочь, — я дал Ашему обет и не могу взять обратно свое слово!"

Когда он рассказал ей о своем обете, она заплакала и сказала: "Всемогущий, без сомнения, не хочет человеческих жертв (напомним, что в те давние времена приношение человеческих жертв было для всех языческих народов обыкновенным делом). Наш праотец Яаков поклялся регулярно отдавать Б-гу десятую долю от всего, что он получит, но ни одного из своих двенадцати сынов он не принес в жертву. И Хана не пожертвовала Шмуэля (будущего пророка), хотя поклялась отдать Ашему своего сына".

"Не могу ничего поделать, — упорствовал Ифтах, — я обязан принести тебя в жертву, ибо дал клятву!"

Дочь умоляла его отправиться в Санхедрин, чтобы мудрецы отменили его обет, но он не хотел и слышать об этом. Будь он знатоком Торы, он знал бы, что еврей, который хочет пожертвовать Ашему человеческую жизнь, должен, как объясняет рассматриваемый нами раздел, отдать вместо нее твердо установленную денежную оценку этого человека (впрочем, в случае с Ифтахом наши мудрецы спорят о том, обязан ли он был вообще отдавать денежную оценку своей дочери. Так как его обет был безоснователен, его вообще могли счесть аннулированным и как бы несуществующим, так что Ифтаху не требовалось даже платить оценку за свою дочь).

Из-за своего невежества в Торе Ифтах зря погубил человеческую жизнь.

Ашем сказал народу Израиля: "В заслугу жертвования Храму эрхин, оценок человека, вы будете избавлены от наказания Геиномом и вместо этого испытаете радости Ган Эдена ".

Дополнительные законы, касающиеся пожертвований Ашему

Глава говорит о дополнительных законах, касающихся обетов, связанных с пожертвованиями Ашему.

<> Если еврей дал обет посвятить в жертву определенное животное, то оно приобретает особую святость. Он не может заменить его другим, даже лучшим.

<> Если еврей отделяет часть своего имущества или своих полей в "полную собственность Храма" (хармей шамаим), то эта часть тоже становится священной. Отныне он не может пользоваться ею, но имеет право ее выкупить.

Полученные деньги идут на ремонтные работы в Храме.

Если же он отделяет часть своего имущества как "собственность кознов" (херем), то ему нельзя ни пользоваться им, ни выкупить его. Отныне оно становится принадлежностью коаним.

Десятина скота. Еврей, владелец скота, обязан приносить в качестве жертвы каждого десятого из приплода своего стада, не имеющего пороков.

Каждый год, когда надо отделять десятину от приплода скота, он проводит животных по одному через узкие ворота. И по спине каждого десятого он проводит палкой, вымазанной в красной краске. Затем всех помеченных животных отделяет как десятину для Храма.

Книгу Ваикра называют Торат Коаним

Другое название книги Ваикра — Торат Коаним (Закон коэнов).

Большинство законов этой книги касается коэнов прямо, а некоторые — косвенно.

Например, именно коэны должны были совершать все те жертвы и приношения, о которых говорится в разделах Ваикра и Цав, а также жертвы рожениц (Тазриа), прокаженного (Мецора), зава и завы (там же) и праздничные жертвы (Эмор).

Законы о питании (Шмини) требуют специфических познаний в алахе, чтобы определить, относится ли пища к разрешенной или к запрещенной. Так как коэны (и колено Леви) занимались изучением Торы и совершали службу Ашему, то они являлись наставниками народа в этих законах.

Положения о шмите и йовеле (Беар) были включены в книгу Ваикра потому, что обязанность освящать эти годы и трубить в год йовеля в шофар возложена на бейт дин, который должен состоять большей частью из коэнов.

Законы об эрхин (оценках людей), о которых говорится в разделе Бехукотай, тоже обращены к коэнам, ибо именно им приходилось определять, какую сумму должен уплатить еврей, давший обет пожертвовать Ашему оценку того или иного человека, но не имеющий возможности внести ее целиком.

Несмотря на специфику содержания, книгу Ваикра, входящую в Пятикнижие, должен изучать весь еврейский народ, а не только коэны.

Известно, что наше изучение Торы заменяет жертвоприношения, другими словами, Ашем приравнивает его к действительному приношению жертв на жертвеннике Храма.

Кроме того, изучая ее, мы приобретаем познания о том, что происходило в Храме, и это делает более осмысленным и прочувствованным наше моление, с которым мы обращаемся к Ашему:

"Верни коэнов к их служению, левитов — к песням и музыке!"





Hosted by uCoz