С Б-жьей помощью

Законы Изучения Торы

«Законы изучения Торы» – небольшое произведение основоположника ХаБаДа рабби Шнеур-Залмана. (ХаБаД – аббревиатура слов Хохма, Бина, Да'am – «Мудрость», «Понимание», «Сознание» – три главных аспекта интеллектуального направления в хасидизме).

Глава 1.

Несмотря на то, что несовершеннолетний свободен от обязательного соблюдения всех заповедей, да и отец обязан приучать его к их исполнению лишь по установлению законоучителей, а не согласно Писаной Торе[1], на отце, тем не менее, лежит обязанность обучать своего несовершеннолетнего сына Торе согласно завету Писаной Торы (несмотря на то, что сам несовершеннолетний не обязан), ибо сказано: «Учите им (словам Торы) сыновей своих говорить ими...»[2].

Глава 2.

Человек, которого отец не обучил Торе, обязан учиться самостоятельно, когда станет сознательным, ибо сказано: «...Изучайте их и соблюдайте исполнять их»[1]. Этот стих является предписанием каждому самостоятельно изучать Тору. Следует изучать всю Тору – Писаную и Устную, как это было изложено выше, ибо сказано «весь завет...»[2].

Глава 3.

Тот же, кто обладает быстрым умом и прекрасной памятью, и может изучить и запомнить всю Устную Тору, не должен жениться до тех пор, пока не изучит предварительно Устное учение целиком, т.е. все законоположения вместе с их краткими обоснованиями, что является разъяснением 613 заповедей, их условий и деталей, а также установления законоучителей. Затем, женившись, он, по мере своих возможностей, будет заниматься теорией и диалектикой Талмуда все остальные годы. Если же он женится раньше, то ему придется содержать жену и детей и тогда он не сможет заниматься Торой с полной отдачей, чтобы в итоге выучить и запомнить все законоположения с объяснениями всех 613 заповедей,

Тремя венцами увенчан Израиль: венец Торы, венец жречества и венец царства[1]. Венец жречества выпал на долю Аарона, венец царства – на долю Давида, венец Торы уготован для всего Израиля: всякий, кто захочет, может придти и взять его, ибо сказано: «Наследие она для общины Яакова»[2]. Если же ты подумаешь, что другие авторитеты стоят выше венца Торы, – это не так, ибо сказано: «Мною повелители правят и вельможи правду утверждают»[3]. Венец Торы выше всех венцов. Говорят в Талмуде: «Мудрец, даже незаконнорожденный, стоит выше первосвященника неуча».


К оглавлению       На главную


Hosted by uCoz